Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах.

 

Сатыбалдиева Ляззат  Бахбергеновна

учитель начальных классов

ОСШ №3 имени Абая с ДМЦ

города Талгар Алматинской области

 

«Словарная работа — это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка…» — писал известный ученый — методист А.В. Текучев.

 

Кому из учителей неизвестно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, данные в специальных списках.

Работе над словарём учащихся в школе придаётся очень большое значение, и ведется она в соответствии с требованиями методики по четырём направлениям:

обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных слов, а также новых значений тех слов, которые уже имеются в словарном запасе;

уточнение словаря — словарно — стилистическая работа, развитие гибкости, точности, выразительности словоупотребления;

активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный;

устранение нелитературных слов, перевод их из активного в пассивный словарь.

Все названные направления работы находятся в постоянном взаимодействии и преследуют, кроме специальных целей, общую:

-формирование у младших школьников орфографических навыков. Влияние этой практической задачи осуществляется на каждом уроке русского языка и чтения. Работа со словом сложна и многообразна.

В школьной практике используются различные приёмы ознакомления с новыми словами, их значениями, лексической сочетаемостью:

выяснение значения путём показа картинки, макета, муляжа, чучела или иного наглядного материала;

уточнение значения по справочным материалам (толковые словари, энциклопедия «Кто такой? Что такое?», сноски -справки);

подбор синонимов и антонимов;

словообразовательный анализ;

  • объяснение через контекст (часть текста, разъясняющая смысл слова); включение нового слова в словосочетание или предложение. Однако трудно даётся младшим школьникам изучение русского языка, особенно правописание слов. И возникает классический вопрос: «Что делать?». Как делать уроки русского языка в начальной школе интересными, увлекательными, творческими, а самое главное высокоэффективными, такими, чтобы дети смогли проявить свою фантазию, творчество и испытать чувство победы над ошибками? По мнению психологов, чтобы лучше запомнить, нужно задействовать различные виды памяти.

 

  1. Метод графических ассоциаций.

Как видим, трудную букву ученики совместно с учителем рисуют в виде, какого — нибудь предмета, т.е. создают художественный образ буквы. Причем рисунок связан со смыслом слова и эмоционально окрашен.

Незамысловатое стихотворение делает работу со словами интереснее и веселей:

Слово трудное попалось -Это, братцы, не беда. Нарисуем в слове букву -Не забудем никогда. Можно провести конкурс идей при создании подобного образа буквы.

Подобная картинка хорошо запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Со временем навык сокращается и нужное слово всплывает в памяти без промежуточной картинки. Разновидностью этого метода являются следующие работы:

А) «Диктант — ассорти»

На доске рисуется банка, ваза, кувшин и т.п. Внутри с помощью клейкой ленты прикрепляются изображения, в которых имеются непроверяемые (или проверяемые) орфограммы. — В вазе у нас очень красивые цветы. Полюбуемся ими, — говорит

учитель. Ученик подходит к доске и «достаёт» из вазы любой «цветок». Показывает классу. Учащиеся называют слова, записывают их в тетради, указывают орфограмму. Если необходимо, подбирают проверочные слова.

 Б) Выписать все слова с непроверяемыми написаниями, сгруппировать их по написанию букв: а, о, и, е, я и др. С этими словами отдельно на каждую букву нарисовать картинки. Каждая картинка включает в себя предметы, обозначающиеся словами с буквой а, о, и, е, я… Желательно, чтобы каждой картинкой было охвачено как можно больше слов.

Например: на одной картинке нарисованы овощи. С ним связаны слова на о: овощи, орех, морковь, огурец, огород.

Можно придумать предложения: Нарисованы овощи. Они растут в огороде.

В) При проверке знаний учащихся использовать различные перфокарты, которые позволяют экономить время на уроке и активизируют самостоятельную работу детей. Перфокарты можно применять как в коллективной, так и в индивидуальной работе. Перфокарты интересны детям в виде изображения, какого — либо предмета (ягодка, цыплёнок, рыбка, яблоко, снеговик и т.д.)

Г) Помощники — словарики с подсказкой, с рисунком. Словарик —
обычная тетрадь, разделенная на две части. В первой части дети
записывают словарные слова и по мере возможности их иллюстрируют,
чтобы лучше запомнить.
Например: долото

восток

Вторая половина словарика творческая, самая интересная для детей. Память надолго сохранит все то. что таким образом помогает работать. Творчество ребенка в работе со словариком и должно быть направлено на запоминание непроверяемых написаний. Ученик имеет возможность фантазировать, иллюстрировать, придумывать, исследовать, экспериментировать. Задача же учителя — нацелить ребёнка на эту творческую работу. Задания различны: составить кроссворд с определёнными словами; имеющим одинаковую непроверяемую гласную; составить рассказ, в котором употребляется много раз словарное слово; придумать сказку с определенным словом (или словами).

Д) «Дерево — словарь», нарисованное на большом плакате, привлекает и завораживает детей, помогает сконцентрировать их внимание на словарной работе. Карточки со словами из словаря «вырастают» на «дереве — словаре» по-разному (возможно использование разнообразных приемов ознакомления с новым;; словами и их значениями). Можно предложить загадку или вопрос, например: как называется столица нашей Родины? Ответом на этот вопрос будет карточка со словом Астана, которая крепится на «дереве». Дети знакомятся с новым словом, читают его по слогам, записывают в тетрадь, обозначают безударную гласную, поставив ударение, устно или письменно с новым словом составляют предложение, рассказ и т.д.

Карточка со словами не простая: одна сторона служит для знакомства со словом, другая — для проверки:

На каждом уроке русского языка проводится работа с «деревом». Задания разнообразны: Проверь себя! Спиши слова, помещенные на дереве, вставляя пропущенные буквы. Составь предложение со словом и запомни. Диктуй слова всему классу. Восстанови опустевшее дерево, (Учащиеся вспоминают, слова на определенную тему — «Школа», «Огород», «Осень» и т.д. — и на дереве вновь «появляются» слова.

«Письмо с дырками» — вид орфографических упражнений, способствующих формированию умения определять позитивную характеристику звука в процессе восприятия слова на слух, что является чрезвычайно важным для последующего формирования орфографического умения.

Способ выполнения: под диктовку учителя учащиеся делают прогулку на место трудных орфограмм, затем вставляют нужные буквы, обеспечивая свой выбор.

«Поэтический образ» слова. Вызовут в детях гамму добрых чувств стихотворные строки, в которых используют новые слова. Авторские размышления помогут сделать знания ребенка о словах прочными и подвижными.

Поднимусь и увижу с гор

Ширь степей, свет далеких огней,

Казахстана родного простор.

Мне с вершины этой видней… .

Предлагается один из возможных вариантов изучения трудного написания на примере слова «огурец». Последовательность может быть следующей:

Показывается картинка с изображением огурца. Учащиеся называют изображённый предмет, выясняют значение данного слова. Огурец -огородное растение с продолговатым зеленым плодом.

Ученики по просьбе учителя проговаривают слово «огурец» хором, поодиночке, без выделения слогов, определяют место ударения, проговаривают по слогам и указывают количество слогов; последовательно называют все звуки в этом слове.

Учитель предлагает детям прочитать слова по карточке; гласная О выделена красным цветом, поставлен знак ударения. Учащиеся прочитывают слово орфографически, устанавливают, почему слово произносится не так, как пишется.

Ученики записывают слово «огурец» в тетрадь, проговаривают про себя, подчеркивают гласную в безударном положении, ставят знак ударения.

Под руководством учителя дети подбирают и записывают однокоренные слова. Сопоставляя их, учащиеся убеждаются, что подчеркнутая ими гласная О пишется одинаково.

Проводится игра «Угадай, какое слово пропущено?», ориентирующая учеников на лексическую сочетаемость слов и требующая от детей подбора подходящих по смыслу имен существительных, сочетающихся с именами прилагательными:

Огуречный         (гриб, сок, салат, рассол);

Огуречная…. (вода, каша, трава., ботва); Огуречное…. (семечко, яблоко, повидло).

Учитель объясняет происхождение слова «огурец». Слову «огурец» предшествовало греческое слово, давно исчезнувшее — «огур». У греков «огурос» — «огурец» — «неспелый, недозревший». Огурцы едят «незрелыми», они ценятся до тех пор, пока не пожелтели.

Игра «Гуляй да присматривай!» ориентирует учащихся на то, чтобы правильно и больше подобрать слов — признаков и слов — действий к слову огурец. Огурец (какой?) — солёный, свежий, зелёный, овальный, спелый, малосольный, крепкий, вкусный.

Огурец (что делает?) — растет, виднеется, зреет.

9.Дети загадывают друг другу загадки, вспоминают и читают стихотворение.

 

Словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя. Применение новых форм повышает заинтересованность детей в уроке. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться орфографическими словарями, что, безусловно, повысит уровень их речи.

Каждый учитель начальной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы ребёнок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.