План воспитательного мероприятия «Физический брейн-ринг»

 

КазНУ им. Аль-Фараби
физико-технический факультет
кафедра теплофизики и технической физики
PhD, доцент  Максимов В.Ю.,
доцент Шортанбаева Ж.К.,
магистранты 2 курс, 6М060400- «Физика»
Абдуллаева Ф.А., Кантаева М.Н., Сагинаева А.С.

 

В Послании Президента РК  Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» знания и профессиональные навыки названы ключевыми ориентирами современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией».

Задача, поставленная Главой государства перед педагогами страны,  – обучение и воспитание конкурентоспособных молодых граждан Казахстана. А это возможно при условии модернизации методик преподавания. В первую очередь необходимо изменить сознание учителя, изменить понимание его роли в классе. Современный учитель – это помощник, друг, помогающий ученикам, направляющий их в поиске знаний. Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой или чужой опыт.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности.  Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам.  Причина этого — в недостаточно высоком уровне развития мышления. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, совершаются открытия, появляются изобретения. Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.

Основываясь на данных убеждениях,  я стараюсь  применять   на уроках физики методы и приемы,  способствующие  развитию   критического мышления у учащихся,  а также планирую задания, позволяющие ученикам проявлять навык аналитического мышления.

Урок, построенный в соответствии с идеями модуля «Обучение критическому мышлению», предполагает стадии вызова, осмысления и рефлексии.   На стадии вызова-создание коллаборативной среды в классе является немаловажным для развития критического мышления,  в которой ученики чувствовали бы себя раскрепощенно и комфортно. Атмосферу творчества и комфорта на уроке я создаю с помощью небольших тренингов, различных упражнений- разминок, после которых в работу включаются как сильные так и слабые дети. Они начинают задавать вопросы и отвечать на них, при этом обретают в себе уверенность. Учитель всегда должен поддержать каждого ученика и являться лидером для них. Чтобы во время диалога не было глупых ответов на вопросы, нужно мне и моим ученикам научится правильно их составлять и знать, для чего ты его задаёшь. А также предоставляю возможность ученикам самим определять тему урока и соответственно ставить  цели урока. Это такие задания, как  —  заполнить  таблицу, вставить пропущенные слова, отгадать ребус, отгадать кроссворд, ответить на наводящие вопросы и т.д.

Цель: Обобщение физических знаний, стимулирование к предмету и потребности расширения физического кругозора обучающихся посредством игры

Задачи:

Образовательные: Обобщить и систематизировать ранее изученный материал, применить имеющиеся у школьников знания–информации и знания-умения по физике, а так же их жизненный опыт для решения практических заданий, активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Развивающие: продолжить развитие творческих способностей, логического мышления, памяти, воображения, внимания, эмоции.

Воспитательные: продолжить воспитание ответственности, активности, чувства коллективизма, умение использовать свой интеллект, волю эмоции

Форма: интеллектуальные состязания

Правила: игра проводится среди 2 команд, состоящих из   5 человек. Команды рассаживаются за отдельные столы (по числу команд). Выбирается капитан каждой команды. За шумное обсуждение и нарушение порядка ведущий (он же судья) имеет право снять по 1 баллу за каждое нарушение. Подсчет очков производится суммированием баллов в активе каждой из команд. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

План

1 Организационный момент (4 мин)

2.Соревнование команд (40 мин)

Ребусы (6 мин)

Пентагон (6 мин)

Объяснение опыта (7 мин)

Что? Где? Когда? (6 мин)

Физический эксперимент (10 мин)

Физическая видеозадача (5 мин)

3.Подведение итогов (5 мин)

Содержание мероприятия

1 раунд « Ребусы» (6 мин)

 

 (Анод)

  1. (ток)

3.( Радар)

  1. (Архимед)
  2. (Сила)
  3. (Масса)
  4. (Вакуум)

8.

 (Маятник)

  1. (Вольт)

 

2 Раунд «Пентагон» (6 мин)

Вопросы второго раунда приносят командам от 1 до 5 баллов в зависимости от количества использованных подсказок. Ответ после первой подсказки оценивается в 5 баллов, после второй – в 4 балла и т.д.

1.Назовите явление

Объяснению этого явления посвящен один из трех законов классической механики

В переводе на русский язык — это бездеятельность

Мячик, выброшенный из рук горизонтально, сразу не падает вниз, а летит вперед по: причине этого явления.

Явление изучено было еще до Ньютона Галилеем

Ньютон писал: «Врожденная сила материи есть присущая ей способность сопротивления, по которой всякое тело, поскольку оно предоставлено само себе, удерживает свое состояние покоя или прямолинейного и равномерного движения».

Ответ: инерция

  1. Назовите предмет

Сначала он плавал, потом стал и летать.

Он многим будучи их проводником, спас жизнь.

Он не любит большую жару и сильную тряску.

Он всегда целенаправлен.

Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.

Ответ: компас.

  1. Этот вопрос – об уникальном путешественнике. Кто он?

Претендентов на это путешествие было около 3 тысяч, однако выбор пал на него.

Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.

Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий, студент, курсант аэроклуба…

Совершенное им прославило человеческий разум, его и его Родину.

Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: “Поехали!”

Ответ: Ю.А. Гагарин.

  1. Это физическое тело, с которым вы знакомы все, что это за тело?

С помощью этого тела можно продемонстрировать закон паскаля и упругость газов.

Его можно использовать в науке для исследования некоторых физических явлений.

С ним дружат некоторые спортсмены.

Оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур того же объема.

По нему плакала Таня.

Ответ: мяч.

3 Раунд «Объяснение опыта» (7 мин)

Опыт «Картезианский водолаз»

Участникам необходимо объяснить опыт «Картезианский водолаз».(Подробно можно прочесть здесь)

Ведущий говорит о том, что он обладает экстрасенсорными способностями. В одной руке он держит бутылку с водой, в которой плавает пипетка. Ладонь другой руки ведущий перемещает плавно вертикально вдоль бутылки, и участники наблюдают как пипетка «реагирует» на эти движения, т.е. движется вслед за рукой.

(В пластиковую бутылку объемом 0,5 л (можно использовать  1л или 1,5 л) налита вода и опущена медицинская пипетка. Пробка плотно закручена. Начальную глубину погружения плавающей пипетки легко отрегулировать, набрав в нее немного воды (надо, чтобы верх пипетки выступал на 2-3 мм). Сжимая рукой бутылку, уровень воды в пипетке повышается, и пипетка тонет. Ослабляем руку —  пипетка поднимается вверх).

Можно одному их участников дать возможность испытать свои сверхспособности. Но перед этим необходимо незаметно для всех немного открутить крышку у бутылки.

Объяснение опыта

Сжимая такую бутылку руками, мы сможем увеличивать давление внутри, не нагревая сосуд и не накачивая в него воздух насосом. При увеличении давления в бутылке воздух сжимается, вода заходит внутрь поплавка, и его «объем» уменьшается. Если подобрать вес поплавка так. чтобы в обычном состоянии над водой выступала его малая часть, то при соответствующем увеличении давления поплавок утонет. Уменьшили давление рук на бутылку – и он послушно всплывает.

Напоследок отметим, что “тонущие поплавки” придуманы очень давно, авторство приписывают Декарту и поэтому называют их “картезианскими водолазиками”.

Опыт «Яйцо, плавающее в жидкости»

Приготовьте сначала банку и налейте до половины насыщенным раствором соли. Затем на глазах у участников опустите в эту банку яйцо. Оно будет плавать на поверхности. Теперь опросите их, что получится, если вы добавите воды в банку. Они наверняка скажут, что яйцо поднимется вверх, и будут очень удивлены, когда окажется, что яйцо почти не сдвинулось с места, хотя банка налита до самого верха.

Объяснение опыта

Для того чтобы заставить яйцо плавать внутри жидкости, на какой-то высоте, нам придется составить эту жидкость, так сказать, из двух этажей. Плотность соленой воды больше плотности чистой воды.

4 Раунд «Что? Где? Когда?» (6 мин)

Так древние греки называли отверстие для вставки гвоздя, задерживающего движение. (тормоз)

Чтобы спустить корабль на воду в старину его днище смазывали салом. А что в количестве около 20000 штук для этой же цели использовали в Индии? (бананы)

В словаре «Брокгауза и Эфрона» есть такое любопытное определение: Это такое состояние нижнего слоя атмосферы, что совершенно прозрачный при обычных условия воздух теряет свою прозрачность. О чем идет речь? (туман)

У каждого родителя, как впрочем, у любого источника питания, всегда есть свои …. Что же такое есть? (Плюсы и минусы)

Для рекламы в газете «Ваш выбор-Самара» одна из самарских компаний использовала следующий образ: миловидная девушка через соломинку пьет из стакана. Назовите техническое устройство, которое продает компания. (Насосы)

Назовите слово, означающее одну сорокамиллионную часть Парижского меридиана, т.е. меридиана проходящего через город Париж? (Метр)

5 раунд «Видеозадача» (5 мин)

Демонстрируется физическая задача, на основе видеосюжета из мультипликационного фильма «Вини Пух» (союзмультфильм, 1969-1972гг.)

Видеосюжет: Пух и воздушный шарик.

Описание видеосюжета: Вини Пух летит к пчелам на воздушном шарике.

Время от начала/ длительность: 0:03:23/0:0:14.

Характеристика физических несоответствий: Воздушный шарик наполнен углекислым газом не смог бы поднять медвежонка. Пух быстро поднялся, а остановился резко там, где находится улей.

Вопросы, способствующие пониманию и анализа физического несоответствия: Почему воздушные шары наполняют водородом или гелием, а не углекислым газом? Почему уменьшается выталкивающая сила, действующая на шар, по мере его подъёма? Как регулируют высоту подъёма воздушного шара, наполненного горячим воздухом?

Придумайте опыт об опровержении физического несоответствия: Сесть в корзину воздушного шара. Не менять температуру газа в нем. И попробовать, как-нибудь затормозить.

При каких условиях данное действие могло бы быть выполнимо: Были бы тормоза у воздушного шарика.

Подведение итогов.

Награждение выигравшей команды.

 

 

КазНУ им. Аль-Фараби
физико-технический факультет
кафедра теплофизики и технической физики
PhD, доцент  Максимов В.Ю.,
доцент Шортанбаева Ж.К.,
магистранты 2 курс, 6М060400- «Физика»
Абдуллаева Ф.А., Кантаева М.Н., Сагинаева А.С.

 

В Послании Президента РК  Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» знания и профессиональные навыки названы ключевыми ориентирами современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией».

Задача, поставленная Главой государства перед педагогами страны,  – обучение и воспитание конкурентоспособных молодых граждан Казахстана. А это возможно при условии модернизации методик преподавания. В первую очередь необходимо изменить сознание учителя, изменить понимание его роли в классе. Современный учитель – это помощник, друг, помогающий ученикам, направляющий их в поиске знаний. Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой или чужой опыт.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности.  Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам.  Причина этого — в недостаточно высоком уровне развития мышления. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, совершаются открытия, появляются изобретения. Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.

Основываясь на данных убеждениях,  я стараюсь  применять   на уроках физики методы и приемы,  способствующие  развитию   критического мышления у учащихся,  а также планирую задания, позволяющие ученикам проявлять навык аналитического мышления.

Урок, построенный в соответствии с идеями модуля «Обучение критическому мышлению», предполагает стадии вызова, осмысления и рефлексии.   На стадии вызова-создание коллаборативной среды в классе является немаловажным для развития критического мышления,  в которой ученики чувствовали бы себя раскрепощенно и комфортно. Атмосферу творчества и комфорта на уроке я создаю с помощью небольших тренингов, различных упражнений- разминок, после которых в работу включаются как сильные так и слабые дети. Они начинают задавать вопросы и отвечать на них, при этом обретают в себе уверенность. Учитель всегда должен поддержать каждого ученика и являться лидером для них. Чтобы во время диалога не было глупых ответов на вопросы, нужно мне и моим ученикам научится правильно их составлять и знать, для чего ты его задаёшь. А также предоставляю возможность ученикам самим определять тему урока и соответственно ставить  цели урока. Это такие задания, как  —  заполнить  таблицу, вставить пропущенные слова, отгадать ребус, отгадать кроссворд, ответить на наводящие вопросы и т.д.

Цель: Обобщение физических знаний, стимулирование к предмету и потребности расширения физического кругозора обучающихся посредством игры

Задачи:

Образовательные: Обобщить и систематизировать ранее изученный материал, применить имеющиеся у школьников знания–информации и знания-умения по физике, а так же их жизненный опыт для решения практических заданий, активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Развивающие: продолжить развитие творческих способностей, логического мышления, памяти, воображения, внимания, эмоции.

Воспитательные: продолжить воспитание ответственности, активности, чувства коллективизма, умение использовать свой интеллект, волю эмоции

Форма: интеллектуальные состязания

Правила: игра проводится среди 2 команд, состоящих из   5 человек. Команды рассаживаются за отдельные столы (по числу команд). Выбирается капитан каждой команды. За шумное обсуждение и нарушение порядка ведущий (он же судья) имеет право снять по 1 баллу за каждое нарушение. Подсчет очков производится суммированием баллов в активе каждой из команд. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

План

1 Организационный момент (4 мин)

2.Соревнование команд (40 мин)

Ребусы (6 мин)

Пентагон (6 мин)

Объяснение опыта (7 мин)

Что? Где? Когда? (6 мин)

Физический эксперимент (10 мин)

Физическая видеозадача (5 мин)

3.Подведение итогов (5 мин)

Содержание мероприятия

1 раунд « Ребусы» (6 мин)

 

 (Анод)

  1. (ток)

3.( Радар)

  1. (Архимед)
  2. (Сила)
  3. (Масса)
  4. (Вакуум)

8.

 (Маятник)

  1. (Вольт)

 

2 Раунд «Пентагон» (6 мин)

Вопросы второго раунда приносят командам от 1 до 5 баллов в зависимости от количества использованных подсказок. Ответ после первой подсказки оценивается в 5 баллов, после второй – в 4 балла и т.д.

1.Назовите явление

Объяснению этого явления посвящен один из трех законов классической механики

В переводе на русский язык — это бездеятельность

Мячик, выброшенный из рук горизонтально, сразу не падает вниз, а летит вперед по: причине этого явления.

Явление изучено было еще до Ньютона Галилеем

Ньютон писал: «Врожденная сила материи есть присущая ей способность сопротивления, по которой всякое тело, поскольку оно предоставлено само себе, удерживает свое состояние покоя или прямолинейного и равномерного движения».

Ответ: инерция

  1. Назовите предмет

Сначала он плавал, потом стал и летать.

Он многим будучи их проводником, спас жизнь.

Он не любит большую жару и сильную тряску.

Он всегда целенаправлен.

Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.

Ответ: компас.

  1. Этот вопрос – об уникальном путешественнике. Кто он?

Претендентов на это путешествие было около 3 тысяч, однако выбор пал на него.

Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.

Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий, студент, курсант аэроклуба…

Совершенное им прославило человеческий разум, его и его Родину.

Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: “Поехали!”

Ответ: Ю.А. Гагарин.

  1. Это физическое тело, с которым вы знакомы все, что это за тело?

С помощью этого тела можно продемонстрировать закон паскаля и упругость газов.

Его можно использовать в науке для исследования некоторых физических явлений.

С ним дружат некоторые спортсмены.

Оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур того же объема.

По нему плакала Таня.

Ответ: мяч.

3 Раунд «Объяснение опыта» (7 мин)

Опыт «Картезианский водолаз»

Участникам необходимо объяснить опыт «Картезианский водолаз».(Подробно можно прочесть здесь)

Ведущий говорит о том, что он обладает экстрасенсорными способностями. В одной руке он держит бутылку с водой, в которой плавает пипетка. Ладонь другой руки ведущий перемещает плавно вертикально вдоль бутылки, и участники наблюдают как пипетка «реагирует» на эти движения, т.е. движется вслед за рукой.

(В пластиковую бутылку объемом 0,5 л (можно использовать  1л или 1,5 л) налита вода и опущена медицинская пипетка. Пробка плотно закручена. Начальную глубину погружения плавающей пипетки легко отрегулировать, набрав в нее немного воды (надо, чтобы верх пипетки выступал на 2-3 мм). Сжимая рукой бутылку, уровень воды в пипетке повышается, и пипетка тонет. Ослабляем руку —  пипетка поднимается вверх).

Можно одному их участников дать возможность испытать свои сверхспособности. Но перед этим необходимо незаметно для всех немного открутить крышку у бутылки.

Объяснение опыта

Сжимая такую бутылку руками, мы сможем увеличивать давление внутри, не нагревая сосуд и не накачивая в него воздух насосом. При увеличении давления в бутылке воздух сжимается, вода заходит внутрь поплавка, и его «объем» уменьшается. Если подобрать вес поплавка так. чтобы в обычном состоянии над водой выступала его малая часть, то при соответствующем увеличении давления поплавок утонет. Уменьшили давление рук на бутылку – и он послушно всплывает.

Напоследок отметим, что “тонущие поплавки” придуманы очень давно, авторство приписывают Декарту и поэтому называют их “картезианскими водолазиками”.

Опыт «Яйцо, плавающее в жидкости»

Приготовьте сначала банку и налейте до половины насыщенным раствором соли. Затем на глазах у участников опустите в эту банку яйцо. Оно будет плавать на поверхности. Теперь опросите их, что получится, если вы добавите воды в банку. Они наверняка скажут, что яйцо поднимется вверх, и будут очень удивлены, когда окажется, что яйцо почти не сдвинулось с места, хотя банка налита до самого верха.

Объяснение опыта

Для того чтобы заставить яйцо плавать внутри жидкости, на какой-то высоте, нам придется составить эту жидкость, так сказать, из двух этажей. Плотность соленой воды больше плотности чистой воды.

4 Раунд «Что? Где? Когда?» (6 мин)

Так древние греки называли отверстие для вставки гвоздя, задерживающего движение. (тормоз)

Чтобы спустить корабль на воду в старину его днище смазывали салом. А что в количестве около 20000 штук для этой же цели использовали в Индии? (бананы)

В словаре «Брокгауза и Эфрона» есть такое любопытное определение: Это такое состояние нижнего слоя атмосферы, что совершенно прозрачный при обычных условия воздух теряет свою прозрачность. О чем идет речь? (туман)

У каждого родителя, как впрочем, у любого источника питания, всегда есть свои …. Что же такое есть? (Плюсы и минусы)

Для рекламы в газете «Ваш выбор-Самара» одна из самарских компаний использовала следующий образ: миловидная девушка через соломинку пьет из стакана. Назовите техническое устройство, которое продает компания. (Насосы)

Назовите слово, означающее одну сорокамиллионную часть Парижского меридиана, т.е. меридиана проходящего через город Париж? (Метр)

5 раунд «Видеозадача» (5 мин)

Демонстрируется физическая задача, на основе видеосюжета из мультипликационного фильма «Вини Пух» (союзмультфильм, 1969-1972гг.)

Видеосюжет: Пух и воздушный шарик.

Описание видеосюжета: Вини Пух летит к пчелам на воздушном шарике.

Время от начала/ длительность: 0:03:23/0:0:14.

Характеристика физических несоответствий: Воздушный шарик наполнен углекислым газом не смог бы поднять медвежонка. Пух быстро поднялся, а остановился резко там, где находится улей.

Вопросы, способствующие пониманию и анализа физического несоответствия: Почему воздушные шары наполняют водородом или гелием, а не углекислым газом? Почему уменьшается выталкивающая сила, действующая на шар, по мере его подъёма? Как регулируют высоту подъёма воздушного шара, наполненного горячим воздухом?

Придумайте опыт об опровержении физического несоответствия: Сесть в корзину воздушного шара. Не менять температуру газа в нем. И попробовать, как-нибудь затормозить.

При каких условиях данное действие могло бы быть выполнимо: Были бы тормоза у воздушного шарика.

Подведение итогов.

Награждение выигравшей команды.