Асанова Зумрат Тлеубергеновна
учитель истории
КГУ «Школы-гимназии» г. Лисаковска
Тема: Монголо-татарское нашествие
Смарт цель урока: К концу урока учащиеся узнают об образовании Монгольской империи, проанализируют политический портрет Чингизхана и свод законов «Яса», усвоят определения слов: яса, курултай, кенес.
Ожидаемые результаты:
Все – знают об образовании Монгольской империи, о монголо-татарском нашествии: гибель Отрара, Хорезма, смогут составить исторические и политический портрет Чингизхана.
Большинство – определят и смогут объяснить политический строй Монгольской Империи.
Некоторые – проанализирую роль «Ясы» в развитии государства.
Тип урока: изучение нового материала
Используемая технология: кейс технология
Ценность урока: дисциплина, воспитание силы воли, мужества.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Ресурсы
Организационный
2 мин Приветствие на монгольском языке
Орчуулах Приветствуют учителя.
Мотивационный
3 мин Определение темы урока.
В первой четверти XIII века ¾ континента Евразия подверглась опустошительному нашествию кочевых племен. Захватчики применили здесь массовый террор и насилие, опустошили целые области и разрушили города. В арабских и персидских исторических сочинениях приведены наименования около тридцати городов в разных странах, где население почти полностью было уничтожено. В их числе три южно-казахстанских города — Отрар, Сыгнак, Ашнас. Они завоевали более 700 разных племен и народов. О каких захватчиках идет речь?
-Кто сможет назвать тему урока?
Целеполагание
По ключевым словам урока:
Я смогу узнать
Я смогу проанализировать
Я смогу определить
Я запомню
Политический портрет Чингизхана, курултай, кенес, яса, даты 1206г, 1155-1227гг, 1218-19, 1220г, 1221, 1226г. Определяют тему урока

Определяют цель урока, записывают в лист целеполагания.

Аудиозапись
Компьютер с аудиосистемой

Лист для целеполагания
Оперативный
15 мин Групповая работа с кейсами.
Задание.
1 группа.
1.Изучите материал на стр 153 -154 по под теме «Образование Монгольской империи», подготовьте постер, используя предложенные картинки, тезисы, а так же свою фантазию и творчество.
2.Ответьте на проблемный вопрос: Влияют ли личные качества главы государства на успех и могущество его народа? Докажите! Какие личные качества Чингизхана вы бы хотели воспитать в себе? Каких успехов вы бы могли достичь, имея эти качества в характере?
2 группа.
Изучите материал на стр 154-155 в учебнике по всемирной истории и стр 96 в учебнике по ИК по под теме «Политический строй Монгольского государства», подготовьте постер, используя предложенные картинки, тезисы, а так же свою фантазию и творчество.
2. Ответьте на проблемный вопрос: Докажите было ли Монгольское государство централизованным? Что лучше, по вашему мнению: централизованное государство или разрозненное? Почему?
Централизованное государство – это такое государство, в котором система управления основывается на принципе подчинения всех местных органов самоуправления единому центральному, управляющему всей системой и координирующему ее.
3 группа.
Изучите материал о «Ясе», подготовьте постер.
Ответьте на проблемные вопросы: Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему? Если бы вы составляли свод законов, какой из предложенных законов вы переняли у Чингизхан? Почему?
4 группа
Изучите материал по под теме «Завоевательные походы Чингизхана», подготовьте постер, используя предложенные картинки, тезисы, а так же свою фантазию и творчество.
2. Ответьте на проблемный вопрос: Что является залогом успеха армии Чингизхана? Почему вы так считаете? Какую пользу дисциплина оказывает на солдат в современном обществе?

5 группа.
Изучите материал по под теме «Основные занятия », подготовьте постер, используя предложенные картинки, тезисы, а так же свою фантазию и творчество.
2. Ответьте на проблемный вопрос: Повлияло ли основное занятие монголов на боевую мощь? Как? Есть ли отличия в воспитании современных детей (мальчиков) от детей того времени? Какое воспитание, по вашему мнению, лучше? Почему?
1.Распределяют роли в группе:
Лидер – регулирует работу, предлагает идеи, следит за временем, контролирует оценивание
Дизайнер (2) – оформляют постер
Докладчики (2) – один объясняет материал, а второй зачитывает проблемные вопросы и отвечает на них.
2. изучают задание и материал в течение 5 мин
3.Обсуждают в группе задание, принимают общее решение, выполняют за 10 мин.
Кейс с материалами, клей, лист А3, ножницы
Рефлексивно-оценочный
Мин
Выступления групп – 15 мин

Форм.оц – 2 мин

5 мин

2 мин Организует презентацию постеров
1 группа
2группа
3группа
4 группа
5 группа
Формативное оценивание – смайлы.

Работа на закрепление
Анаграммы
ЯСА
КУРУЛТАЙ
ТЕМУЧИН
КЕНЕС
ОТРАР
ХОРЕЗМ
КАЛКА
ОНОН
ЕСУГЕЙ
Даты:
Годы жизни Чингизхана?
Когда состоялся курултай, на котором Чингиз хана провозгласили ханом?
Когда состоялся кенес в Таласском регионе?
Когда монголами была завоевана вся Средняя Азия?
Рефлексия по группа – по целям урока 1.Каждая группа презентует свой постер и объясняет под тему, отвечает на проблемные вопросы. Регламент 3 мин.
2.Оценивают выступление каждой группы по листу оценивания по 3 бальной системе.
3.Выбирают лучшее выступление и постер. По распоряжению учителя прикрепляете смайлик на этот постер.
4. Лидер группы оценивает каждого участника группы по критериям.

Маркером пишут ответы, поясняют Смайлы, листы оценивания, магниты

Пластилиновые доски, водные маркеры,
анаграммы
Д.з.
1 мин П 36 составить вопросы по ромашке Блума.