Солтүстік Қазақстан облысы Мағжан Жұмабаев ауданы

«Совет орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Коммунальное государственное учреждение

«Советская средняя школа» района Магжана Жумабаева

Северо-Казахстанской области

 

Открытый урок на районном семинаре

предметов гуманитарного цикла

 

Тема: «Образование Казахского  ханства»

7 класс

 Учитель первой категории:

Белицкий Михаил Анатольевич

 2017 год

 

История Казахстана         7 класс                               Дата 15.02. 2017г.

 

Тема урока:  Образование Казахского ханства.

                                                   Каждый гражданин,
углубляясь в историю,
должен стать достойным    

                                                                         продолжателем дел
своих предков…
Н.А. Назарбаев.

Цель урока: сформировать знания об условиях образования Казахского ханства и  его значении для решения исторической судьбы казахского народа.

 

Задачи урока:

образовательная:  создать условия для уяснения учащимися условий образования Казахского ханства и его значения для исторической судьбы казахского народа.

развивающая:  развитие умения работать со схемами, историческими картами и  текстом учебника.

воспитательная: продолжить воспитание патриотизма и уважения к истории казахского народа.

Оборудование:  интерактивная доска.

Тип урока: комбинированный.

Методы:  презентация, беседа, работа со схемами  историческими картами                                            

Ход урока:

  1. I. Организационный момент.

  Здравствуйте  ребята   и  уважаемые учителя  учителя!

Мы продолжаем изучать главу 10, «Образование  единого Казахского ханства»

Тема нашего сегодняшнего урока: «Образование  Казахского ханства».

Эпиграфом к уроку я взял слова Н.А. Назарбаева  « Каждый гражданин углубляясь в историю  должен стать достойным продолжателем дел своих предков…».

Музыкальным прологом к уроку послужил кюй  Курмангазы «Сарыарка». Кюй передаёт дух сильного и благородного народа. Воспевается родная земля. Природа. Простор Казахстана.

 

 

 

 

 

 

 

План урока:

  1. Политическая ситуация в государстве

Абулхаира в середине XV века.


  1. Борьба султанов Жаныбека и Керея за создание Казахского ханства.
    3. Значение создания Казахского ханства

 

Основные имена и понятия:

Ханство Абулхаира

Могулистан

Абулхаир

Есен-Буга

Жаныбек и Керей

Козыбасы

Мухаммед Хайдар Дулати

Тарих-и-Рашиди

 

Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте повторим  то, что мы изучили ранее. Эти знания пригодятся нам сегодня на уроке.

  1. II. Повторение изученного материала:

Переходим к повторению:

Задание 1.  Какие государства существовали на территории
Казахстана до появления Казахского ханства ?

На интерактивной доске  отметить государства и выполнить самопроверку

(анимация)

  1. Государство Ляо
    2. Могулистан
    3. Империя Мин
    4. Государство Маратхов
    6. Золотая Орда
    7. Белая Орда.
    8. Ханство Абулхаира
    9. Великая Булгария
    10. Государство эфталитов.

    11. Ногайская Орда

Задание 2. Работа с картой.

 

НА карте Казахстана нет названий государств 14 -15 вв., лишь цифры 1,2,3,4,5,6.  Необходимо в легенде карты написать названия, затем выполнить проверку (анимация).

 

 

 

 

 

Задание 3. Исключите лишнее.

Для начала нужно догадаться, что здесь лишнее.

Ученики должны догадаться. Что перечислены племена. Нужно исключить племена, не вошедшие в состав казахского народа. Выполнив задание, провести проверку (анимация).

 

Найманы

Кереи

Согдийцы

Дулаты

Аргыны

Конраты

Османы

Канлы

Каракитаи

 

 

 

 

Жалаиры

Эфталиты

Скифы

 

 

Задание 4. Продолжить:

Нужно в предложениях, написанных на доске дописать понятие или  дату.

 

1.Ханство Абулхаира существовало в ________гг.

2.В исторических источниках  государство

 Абулхаира называлось________________

  1. Абулхаир происходил из династии ________________
  2. В состав ханства Абулхаира входило_______ племени.
  3. Под Сыгнаком Абулхаир потерпел поражение

              от ойратов в _______ году.

  1. В 1433-1462 годы Есен- Буга был правителем

                               _______________

Проверить правильность выполнения задания (анимация).

 

Задание 5. Установите соответствие:

 

  1. конраты от Каратау до Жетысу
  2. канлы от Ишима до Улытау 3.найманы                                                на Иртыше                                       
  3. дулаты Жетысу
  4. аргыны от Туркестана до Улытау
  5. жалаиры Южный Казахстан

 

На доске перечислены племена и места их расселения, Необходимо соединить линиями племена  и места расселения. Выполнить проверку правильности выполнения задания (анимация).

 

 

Задание 6.  Предпосылки образования Казахского ханства.

Расскажите о  предпосылках образования Казахского ханства. (Во время рассказа открыть схему.)

 

 1.Утратили былое                                               

 могущество

ханство Абулхаира и

Могулистан

 

 

 

 

 

2.Беспрерывные

кровопролитные

войны
и междоусобицы

 

 

3.Стремление племён

к созданию независимого

 государства.

III. Изучение нового материала.

Мы с вами переходим к изучению нового материала.

Перед каждым из вас, инструктивные карты. В них задания, которые мы будем выполнять по ходу изучения нового материала.

 

Но прежде давайте вспомним, какие государства существовали на территории Казахстана, до появления Казахского ханства начиная с монгольской империи Чингисхана.

 

  1. Схема. Государства на территории Казахстана от империи Чингисхана до Казахского ханства.

 

 

 

 

  1. Карта «Казахстан в 14- первой половине 15 вв.»

Образование Казахского ханства связано с состоянием двух государств  существовавших на территории Казахстана в 15 веке.

Покажите  эти государства на карте.  После показа, на карте появляются границы этих государств. ( Анимация)

 

 

 

  1. Обстановка в ханстве Абулхаира в сер. 15 века. (Рассказ ученика, опережающее задание)

 

   -беспрерывные войны и распри,

  — частые войны с ойратами с начала XV века.

 

Кинофрагмент «Война с ойратами»

 

 

 — беспрерывная борьба за верховную власть,

  • усиливавшийся феодальный гнёт приводил

 к восстаниям,

  • междоусобицы нарушали порядок

 и маршруты кочевок.

 

           Кинофрагмент «Междоусобицы»

 

Инструктивная карта,  задание №1  кинофрагментам:

К чему приводят войны и междоусобицы?

Ответы: Записать в инструктивную  карту.

— к гибели людей,

— разрушению городов и аулов,

— нарушению маршрутов кочёвок- угону скота.

 

 

 

Ученик читает текст слайда.

 

                                                               Мухаммед Хайдар Дулати.
Выдающийся ученый-историк
литератор, талантливый
военачальник, крупный
государственный деятель.
1499 –1551гг.

Написал труд «Тарих-и- Рашиди»,

 

 

 

 

Мухаммед Дулати писал «Аллах создал мир и , чтобы в этом мире царила дисциплина, решил : будет правильным, если будут царствовать в нем достойные личности.
Только тогда человечество будет жить в доброте и
Согласии. Это воля Бога!»

 

Учитель: « Кто же эти достойные люди?»

 Ученик (опережающее задание).

Родословная Жаныбека и Керея.

Ученик зачитывает фрагмент из «Тарих-и- Рашиди»

       « В то время в Дашт-и-Кипчаке владычествовал Абулхаир хан. Он причинял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Джанибек-хан и Керей-хан бежали от него в Могулистан. Есен-Буга-хан охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козыбасы, который составляет западную окраину Могулистана. В то время, как они благоденствовали там, узбекский улус после смерти Абулхаир хана

 

 

 

 

 

пришёл в расстройство; [в нём] начались большие неурядицы. Большая часть [его подданных] откочевала к Керей-хану и Джанибек-хану, так что число [собравшихся] около них [людей] достигло двухсот тысяч человек. За ними утвердилось название узбек-казахи»

 

Жанибек и Керей выбрали откочёвку как форму сопротивления правителю.

Откочёвка части населения из Восточного Дешт-и-Кыпчака и предгорий Каратау в западную часть Жетысу во главе с султанами Кереем и Жаныбеком

 

Работа с картой: «Образование казахского ханства».

 

Инструктивная карта,  задание №2.

Ответить на вопрос

Правитель Могулистана Есен-Буга, вступая в союз с Жаныбеком и Кереем, надеялся с их помощью…

 

 

 

 

Работа с текстом учебника: стр 146.

Ответы записать  в инструктивную карту.

  1. Вести борьбу против хана Абулхаира.
  2. Дать отпор ойратам

3.Дать отпор притязаниям  брата Йунуса на Жетысу.

 

Обратите внимание на даты.

1437 -1462гг.- правление хана Есен- Буги в Могулистане.

1465-1466 гг. – образование Казахского ханства

 

Когда же было образовано казахское ханство?

Доклад ученика: Когда образовалось Казахское ханство?

  1. К. А.Акишев считал, что казахское государство было образовано в 1428 г.
  2. М. Танышпаев., С. Жолдасбай – в 1456г.
  3. Б.Карибаев- считает, что в 1458г.
  4. Т. Султанова, О. Караев – считают, это произошло в 1470-1471гг.
  5. С. Ибрагимов — считает, что в 30-40 годы XVIв.

Значение создания казахского ханства.

Инструктивная карта,  задание №3.

 

Прочитайте текст учебника стр. 147  и ответьте на вопрос.

В чём состояло историческое значение создания казахского ханства?

(Ответы записать  в инструктивную карту)

Давайте подведём итог и сделаем вывод.

        Вывод:

  В 1465-1466 гг. в результате ослабления Ханства Абулхаира и Могулистана , мирным путём, было создано Казахское ханство

 Ханство стало государством, на территории которого образовался казахский народ.

 

  1. Закрепление нового материала:

Инструктивная карта,  задание №4.

Составим кластер.

Вопросы в инструктивной карте.

 

 

 

 

 

  1. Государство существовавшее в 1428- 1468гг. на территории Казахстана?
  2. Султаны, возглавившие перекочёвку Западный Жетысу  в середине 15 века?
  3. Государство на Юго-Востоке Казахстана куда переселились племена узбек-казахов в середине 15 в.?
  4. как называлось местность в междуречье Чу и Таласа куда переселились племена узбек-казахов ?
  5. Как называется государство образованное в1465-1466 гг. в междуречье Чу и Таласа?
3

 

Ответить на тесты.

  1. Казахское ханство по сведениям Мухаммеда Хайдара Дулати было создано в …
  2. Образование Казахского ханства связано с государствами…
  3. Правитель Могулистана принявший Жаныбека и Керея…
  4. Казахское ханство в начальный период своего существования занимало территорию…
  5. Численность населения казахского ханства в середине 15 века.
  6. Хан Есен-Буга вступил в союз с Жаныбеком и Кереем надеясь использовать их…
  7. Об образовании Казахского ханства пишет Мухаммед Хайдар Дулати в своей книге…

 

 

 

 

Домашнее задание:
1.  П. 35
2. П.35 и 7 тестов.
3. П. 35 и реферат о хане Касыме

 

 

Рефлексия.
1.Сегодня на уроке я узнал(а), что…
2.Больше всего на уроке мне  понравилось…
3. Полученные знания мне пригодятся…