ЮКО г. Туркестан

ОСШ  №20 Учительница  русского языка и литературы

Эркинова Сайда Ибрахымкызы

«Развитие речи учащихся на уроках русского языка»

Пушкин в черновиках, набросках статьи «О прозе» он писал: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы». Она требует мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат. Но что такое точность, если это слово применять как термин? Это качество речи осознается на основе (обозначения) отношения к предмету, явлению жизни, к той действительности, которая речью обозначается. В устном и письменном изложении мы стремимся к достижению максимального соответствия между словами и словесно обозначаемыми предметами.

Необходимо «… уметь говорить просто и ясно, доступным массе языком». В развитии речи учащихся исключительная роль принадлежит урокам русского языка и литературы. Я убеждена, что одним из эффективных средств активизации и обогащения словарного запаса учащихся является использование лексики изучаемых произведений на уроках русского языка. Новые слова, с которыми учащиеся встречаются на уроках русского языка и литературы, прочно входят в активный словарный запас учеников только тогда, когда эти слова включаются в упражнения на занятиях по русскому языку.

Учащиеся каждого моего класса имеют словарики, куда заносят слова, с которыми они познакомились на том или ином уроке, при работе над новыми словами мы обязательно выясняем лексическое значение каждого слова по определенным типам словарей, составляем предложения с данными словами, включаем в специальные упражнения.

Когда накапливается определенное количество таких слов, провожу словарный диктант. Хорошим помощником учителя в проведении этой работы являются книги А. И. Зарецкого «Материалы по занимательной грамматике русского языка» и М. Л. Грызловой «Внекласная работа по русскому языку». Но упражнения, приводимые здесь, рассчитаны на хорошо подготовленных учащихся. Мои ученики сначала не любили подобные упражнения, поэтому я старалась видоизменять задания, делать их похожими на игру.

Например, повторяя синонимы и антонимы, я провела игру, рекомендованную М. Л. Грызловой, несколько изменив ее. Были заготовлены карточки, на каждой из которых было записано по одному слову (черный цвет – основное, красный цвет – синоним к нему, синий — антоним). Все с большим интересом участвовали в работе. Кроме того, я подбирала материал из различных сборников, из детских журналов и газет. В целях обогащения словарного запаса я использую метаграммы, шарады. При этом стараюсь подобрать такие задания, которые способствовали бы улучшению определенных навыков общения на русском языке. Например, навык быстрого нахождения частей речи необходим, чтобы разгадать следующую шараду:

Бывает много странного на свете:

Вот вам предлог, союз и вновь предлог,

А целое в лесу я как-то встретил –

Со страху еле ноги уволок.

Чтобы проверить, насколько богат словарный запас школьников, я проводила игру «10 слов». По моему заданию ученики заготовили большие карточки, на которых было написано по 10 слов, обозначающих общеродовые понятия (цветок, овощ, ягода, животное и т. д.). Учащиеся должны были подобрать 10 существительных, обозначающих видовые понятия, к каждому из указанных в карточке. Основное условие: слова должны начинаться с одной буквы, которую называет учитель. При выполнении работы учащиеся пользовались орфографическими словарями. Он помогал найти нужное слово, проверить его правописание. Словарная работа проводится почти на каждом занятии. Особенно интересуют учащихся такие разделы: «Почему так мы говорим?», «Говори правильно». Наблюдая за учащимися, я заметила, что в процессе игровой деятельности правила усваиваются незаметно, учащиеся не просто усваивают материал, усваивают его обдуманно, речь учащихся в процессе игры становится обдуманной, развитой.