ЮКО Ордабасинский район

ОСШ  им. К.Мусрепова

Учительница  русского языка и литературы

Куанышбекова Айжан Батырбековна

 «Воспитание духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках литературы

и в рамках внеклассной работы»

 

Работа в качестве учителя русского языка и литературы, классного руководителя на протяжении 25 лет, общение с коллегами позволяют говорить о снижении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы, о падении интереса к чтению, а. значит, и к национальной культуре, что ведёт к духовному опустошению подрастающего поколения.

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Литература — единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый классы. Поэтому влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Важность чтения подчёркивал и В.А. Сухомлинский: «Чтение как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось идеологических, духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции системы образования. И как следствие, совокупность ценностных установок во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, регионально-культурных традиций и особенностей. Национальные традиции, без сомнения, обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Духовно-нравственное состояние общества справедливо считается одним из основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность – это стремление к возвышенному, истине, прекрасному, позволяющему постичь подлинные высшие ценности.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

 

Направление работы

  1. Работа по духовно-нравственному воспитанию в рамках образовательного процесса.(на уроках русского языка и литературы)
  2. Работа по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеклассной деятельности.
  3. Участие в школьных и поселковых мероприятиях с привлечением родителей.
  4. Участие в районных и областных мероприятиях.
  5. Организация экскурсионных поездок.
  6. Организация социально-значимых дел.

 

Русский язык и литература — то предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания обучащихся. Причем, происходит это ненавяз­чиво, порой незаметно для самих учащихся.

При обобщении темы «Союзы как части речи» в 7классе все усилия направляются не только на усвоение материала, но и на создание условий для усвоения такой нравственной – этической категории как союз человеческих сердец, тем самым у обучающихся появляется умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения, они учатся строить собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её. С воспитательной позиции такой урок содействует развитию умения общаться между собой, помогает обучающимся осознать ценности совместной деятельности. Вместе с детьми мы решаем духовно – нравственную проблему: Дружба + Товарищество= Союз. Проблемный вопрос: есть ли необходимость в союзе человеческих сердец? Детям предлагается поработать с предложениями, взятыми из поэтических строк А.С. Пушкина, а также с предложениями — из произведения А. П. Платонова « Неизвестный цветок», где они находят союзы и определяют их функции. Сочинительные союзы выполняют функцию объединения, присоединения, противопоставления, т.е. используется принцип равноправия, а вот подчинительные союзы используют принцип подчинения. Делаем вывод о том, что такие же отношения и в нашей человеческой жизни. Люди живут спокойно, чувствуют себя в безопасности лишь тогда, когда отношения между ними построены на взаимопонимании, уважении.

Нравственному воспитанию школьников способствует создание подборки текстов словарных и контрольных диктантов, изложений нравственного содержания для каждого класса с 5 по 9, 11 Большие возможности работы с пословицами представляется при изучении темы «Тире между подлежащим и сказуемым»: Знание в юности — это мудрость в старости; Молчать — потворствовать злому делу. Пословицы используем и при повторении написания не с различными частями речи. (Не) ножа бойся, а языка. Плохого человека (ни) чем (не) уважишь. Правда милости (не) ищет. Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.)

Большое место на уроках русского языка занимает работа с текстом, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника. Особенно текстов публицистического стиля. Именно через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции. Определяя проблему каждого текста, аргументируя своё мнение по данной проблеме ученик готовится к ЕГЭ. Полезно составить банк текстов по следующим темам:

 

— как прекрасен этот мир;

— добрый человек, как им стать?

— экология души;

— человек интересной судьбы;

— моя семья;

— в мире природы.

Работа с текстом непроизвольно приучает школьников запоминать образцовые тексты, а затем использовать для самодиктантов, сочинений.

Все перечисленные виды работ заставляют задуматься о себе, о своём поведении, размышлять о смысле жизни, На уроках развития речи дети знакомятся с дневниковой прозой. Это побуждает некоторых вести дневник. Дневниковая деятельность – это словесное творчество, а главное – она воспитывает уважение к себе, нравственное отношение к другим людям. Эту же работу продолжаем и во внеурочной деятельности. На кружке «Художественное слово» занимаемся практическими навыками по этой теме. Кружковцы учатся вести дневники, анализировать поступки героев через призму своих собственных.

Русская литература – это выражение совести народа, его традиций, нужд и чаяний, его души. Народ жив, пока жива его национальная культура: язык, обычаи, предания, легенды, искусство и, конечно, литература. Поэтому главные задачи учителя – это обогащение учеников разносторонними и глубокими знаниями о своем народе, его прошлом, традициях, культуре. Словесное искусство духовно по своей природе. Идеал нравственности красной нитью проходит по страницам произведений А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.И.Куприна, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, В.И.Белова, М.А.Булгакова, В.П.Астафьева, древнерусской литературы, наследия христианской культуры.

Уроки литературы, где без излишней морализации и назидания, просто и доступно дают ответы на многие вопросы: «Что считать добром и злом? Как очиститься от дурных помыслов? Как научиться жить среди людей?»

Обобщающий урок по теме: «Русская народная сказка и ее нравственный смысл», проведённый в 5 классе, ещё раз показал, что в каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Много славных дел ждёт пятиклассников, но, прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. По различным каналам поступает к нашим детям огромный поток информации, при этом книга остаётся ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка.

Каким человеком тебе хочется стать? На этот вопрос пятиклассникам помогают ответить герои литературных произведений, в том числе и любимые сказочные герои. Детей восхищают подвиги Ивана – крестьянского сына, сражения, в которых он одолевает чудовищ. Кто же в действительности и на словах, и на деле оказался защитником родной земли? В начале сказки старшие братья заботятся о младшем, но в то же время испытывают чувство превосходства. На самом деле братья Ивана ленивцы, опасные болтуны, ненадёжные товарищи, на которых нельзя положиться. Именно о таких людях сложены пословицы: «Языком туда, сюда, а делом никуда» и др. А какими нравственными качествами обладает Иван – крестьянский сын? «Он храбрый, умный, ловкий, скромный, находчивый, развито чувство собственного достоинства», — делают вывод дети. И в словесном поединка Иван оказался сильнейшим и непобедимым, верным делу. А каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, умным, находчивым… Но никто не сказал: добрым. Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаст другому — невозможна душевная красота. Поэтому наша задача помочь понять детям, какое место занимает доброта и сострадание в нашем духовном мире.

Во время чтения «Железной дороги» Н.А. Некрасова мы обращаемся к вечным проблемам: в чем назначение человека, что такое созидание, какой ценой достается все ценное, что такое труд?

Изучая «Слово о полку Игореве» мы, учителя, привыкли больше говорить о

гражданской позиции автора, о патриотизме, упуская важные рассуждения автора о честолюбии и человеческой гордыне, как об одном из смертных грехов человека. А ведь именно в результате анализа этих рассуждений ученики приходят к выводу, что гордыня и потеря ответственности за свои поступки  влекут за собой огромные человеческие трагедии.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что большую роль в формировании духовно-нравственных качеств личности несет именно знакомство с Библией. Никогда не совершат ошибку те молодые люди, которые будут строить жизнь на вечных христианских принципах добра, любви и справедливости. Изучение фрагментов из Библии начинается с пятого класса. Задача учителя литературы – научить детей понимать нравственную суть притчей Христа. Учитель на уроке не должен доказывать детям, есть ли Бог, нет ли Его. Основная задача таких уроков – познакомить детей с содержанием этой Великой книги, обучать анализу собственных поступков, соотнося их с общечеловеческими ценностями и идеалами. Так в 6-ом классе изучается «Притча о добром самаритянине». Вопрос: — Как вы понимаете слова Иисуса Христа: «Люби ближнего своего как самого себя» — заставит детей рассуждать, чтобы глубже понять идею притчи. Так ненавязчиво ребята должны постигать уроки нравственности, преподносимые им Великим словом Библии.

На уроке литературы в 8 классе работаем с текстом главы «Как детям почитать и беречь отца и мать и повиноваться им и утешать их во всём» (текст главы и словарь устаревших слов распечатаны и имеются у каждого ученика). До чтения главы прошу уч-ся объяснить смысл заголовка. Какое слово является ключевым? После чтения главы и лексической работы задаю вопросы:

— О какой заповеди Господней говорится в начале главы? Попутно вспоминаем остальные заповеди, известные уч-ся по факультативному курсу «Основы православной культуры».

— Что значит « почитать отца своего и мать свою»?

— Какая «награда» ожидает почитающих своих родителей?

— А какое «наказание» будет тем, кто «осуждает или оскорбляет своих родителей или клянёт их, или ругает…»? («Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит».)

— Почему такое страшное наказание ждёт «сына или дочь, не послушных отцу или матери»? Что по этому поводу сказал пророк Исайя? («Кто насмехается над отцом и укоряет старость матери,- пусть склюют его вороны и сожрут орлы!»)

— Какой наказ в отношении родителей даёт своему сыну автор «Домостроя»? Приведите примеры из художественных произведений, где этот наказ соблюдается?

После знакомства с «Повестью о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» провожу внеклассное мероприятие «Александр Невский – патриот Земли Русской».

При знакомстве с главами из повести Б.К.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» упор делаю на личность святого, готовя уч-ся к сочинению- рассуждению «Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?»

По завершении изучения раздела «Древнерусская литература» в 8 классе предлагаю учащимся принять участие во Всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси». (Одна из творческих работ смотри Приложение).

 

Начиная с 5 класса, на уроках литературы активно использую региональный компонент — систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс литературы местного языкового материала:

— анализ художественных произведений писателя-земляка А.П. Гайдара,

работа с периодической печатью (газетами «Арзамасская правда», «Арзамасские ведомости», традиционное проведение поэтических уроков, посвящённых творчеству поэтов Арзамасского края, — А. Плотникова, Н.Тенеткова, Л. Колосуниной и др.;

— работаем мы и с «Ящиком Пандоры» (материал арзамасской прессы даёт возможность ребятам оценивать и редактировать речевые высказывания письменного характера, вырабатывать орфографическую зоркость).

Всё это позволяет развернуть работу по духовному возрождению России и нашей провинции – в частности. Еженедельная газета «Арзамасская правда» на своих страницах даёт учащимся прекрасную возможность заглянуть в «Литературное кафе» и познакомиться с творчеством наших земляков, через их творчество — с размышлениями о сложностях бытия, лирико-психологическим зарисовками, посвящёнными природе, любимому городу, дорогим сердцу людям.

Такой подход, на мой взгляд, имеет большое воспитательное и развивающее значение: это и любовь к «малой Родине», и внимание к языку как культурно-исторической среде.

Итак, важнейшее в нашей отечественной словесности – её православное миропонимание, религиозный характер отображения реальности. Религиозность же литературы не в какой-то связи с церковной жизнью проявляется, а в особом способе воззрения на мир. Литература нового времени принадлежит секулярной (светской) культуре, она и не может быть сугубо церковной. Однако Православие на протяжении веков так воспитывало русского человека, так учило его осмыслять свое бытие, что он, даже видимо порывая с верою, не мог отрешиться от привитого народу миросозерцания. Из всего сказанного делаю вывод, что знание православной культуры крайне необходимо учителю литературы. Мне очень помогает в этом отношении книга Наталии Будур «Дорога к Храму. Основы православной культуры».

С 2007 года веду кружок «Художественное слово». Занятия кружка строю на личностно – ориентированных технологиях: педагогике сотрудничества, создании ситуации успеха для каждого ребёнка. Мною разработан курс кружковых занятий по теме: «Духовно – нравственные и культурные традиции русского народа», в котором особый акцент сделан на развитие и обогащение речевой культуры детей и воспитание духовно – нравственных качеств личности. Использую такие формы работы с детьми, как

— факультативные, индивидуально – групповые занятия, беседы нравственного и духовного содержания;

— творческая художественная деятельность детей;

— проведение праздников и мероприятий;

— исследовательская деятельность учащихся;

— поездки по святым местам.

Считаю, что внеклассная работа в школе по формированию духовно – нравственных ценностей у молодёжи — это одна из самых главных задач, потому что знания учащиеся получают на уроках, а вот воспитание души может проходить только в тесном сотрудничестве и общении со своими сверстниками и духовными наставниками.

Сколько угодно можно говорить о нравственности, милосердии, но если слова не подкреплены добрыми делами, то они останутся словами. Поэтому мы тесно сотрудничаем с начальной школой. Для них, например, на праздник Великой Пасхи кружковцы подготовили и показали театральную постановку «Премудрый царь» и на Рождество – сказку «Рождественский мороз». Члены кружка и учащиеся начальной школы совместно готовили рисунки и поделки, посвящённые празднику. Духовным руководителем в этой работе выступил настоятель храма Святой Троицы, иерей Андрей Борисов. На каждый учебный год планируем работу по подготовке театральных постановок и православных бесед для начальных классов. Народные сказки и православные беседы воспитывают ребенка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Такая форма работы в становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима, т.к. она исподволь учит и показывает на доступных детям примерах ключевые моральные ценности и ненавязчиво формирует его образ поведения в обществе.

Невозможно воспитывать духовно – нравственного человека без привития ему любви к русским национальным традициям, к духовной культуре прошлых лет. Знакомство с жизнью и деяниями русских святых, полководцев, русских князей на конкретных примерах даёт возможность представить и понять как велико значение их служения народу и обществу. Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Александр Невский, Святая княгиня Ольга, и др. деятели истории это пример служения и благочестивого поведения во благо Родины. Это знакомство идёт не в рамках урока, а в нестандартной форме (круглый стол, «сто вопросов взрослому», игра, дискуссия и т.д.), когда учащиеся могут рассуждать и высказывать свои мысли, строить свои догадки, спорить.

Считаю, что нестандартные формы проведения занятий дают возможность развивать самостоятельность мышления и вырабатывает свою оценку действительности, а это важно, потому что эти знания ребёнок добыл сам. Часто на заседания нашего кружка приходят духовный наставник – отец Андрей Борисов. Общение с ними предоставляет учащимся возможность наглядно увидеть образец грамотной русской речи и канонов поведения в обществе. благодаря…кружковцами мы посетили Храм Святой Троицы в с Новоселки, Церковь в селе Пешелань, совершили паломнические поездки в Дивеево, Муром, Печерский мужской монастырь, Рождественский храм, церковь Александра Невского в Н. Новгороде. Совершили экскурсии в историко-краеведческий музей, музей им. М.Горького, мемориальный музей и домик А.П. Гайдара в Арзамасе, в музей Природы в селе Чернуха, на Мемориальный комплекс Тани Савичевой в р. п. Шатки, в музей-заповедник в Б-Болдино, в Нижегородский кремль и планетарий; посетили художественные и фотовыставки в Выставочном зале города Арзамаса.

Ребята — активные участники районных и школьных мероприятий, посвящённых чествованию ветеранов педагогического труда, Дней района, Дней встречи выпускников школы, Дней Учителя, 8 Марта, 70-летию Битвы под Москвой, открытию мемориальных Досок в сёлах Пешелани и Новоселках, подготовка и выступление на Митингах к Дню Победы; организуют и проводят классные часы и внеклассные мероприятия среди учащихся начальной школы.

Учащимися под нашим руководством созданы стихотворения, рассказы, эссе, исследовательские творческие проекты. Многие учащиеся со своими творческими работами получили призовые места на конкурсах района, области, страны. Выступают в различных конкурсах чтецов, конкурсе «Растим патриотов России», на районных Рождественских чтениях, во всероссийском конкурсе «Святые заступники Руси»