Тема: А.П. Чехов. Осмеяние самоуправства и чинопочитания в рассказе «Хамелеон». Смысл названия рассказа.

Цели:

-создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся посредством инсценирования литературного произведения; работа над формированием навыков осознания и анализа произведения эпического жанра, определения темы и проблематики произведения;

-развитие монологической и диалогической речи, актерского мастерства;

— формирование эмоционально-ценностного отношения к творческому наследию классиков; воспитание негативного отношения к проявлениям чинопочитания и самоуправства.

Тип урока: анализ художественного произведения.

Форма урока: урок- спектакль

Оборудование: презентация, портрет А.П. Чехова; имитация рабочего места писателя.

Ход урока:

I.Вводно-мотивационный этап.

1. Психологический настрой: психотренинг «Возьмитесь за руки, сделайте вздох, почувствуйте тепло руки рядом сидящего, мысленно пожелайте ему удачи, выдох»

2. Вступительное слово учителя:

-Ребята, у нас сегодня с вами будет не совсем обычный урок. Я приглашаю вас в театр. Нет, мы никуда не поедем — театральное представление развернется прямо у вас на глазах, в этом классе.

Но прежде, чем отправиться на премьеру, давайте мысленно перенесемся в XIX век, точнее во вторую его половину.

Наш историк сейчас вам поможет представить себе этот период и даст его краткий исторический комментарий.

II. Актуализация опорных знаний.

Реализация индивидуального домашнего задания.

Историк: историческая справка об общественно-политической ситуации второй половины 19 века. (дается в сокращении)

1 марта 1881года народовольцами был убит царь Александр II. После этого события в стране началась правительственная реакция, сопровождавшаяся массовыми репрессиями, арестами, ссылками.

В миросозерцании русской интеллигенции совершался болезненный перелом.

III. Информационно-операционный этап

Слово учителя:

— Итак, теперь мы с вами знаем, что это были за годы и как они отразились на литературе. И вот представьте себе, в самый страшный период реакции, в период «безвременья», как его позднее назовут, появляется новый автор. Да еще с произведениями на темы, одну из которых вы видите на доске. Запишите ее. Выделите в ней ключевые слова. ( осмеяние, самоуправство, чинопочитание, смысл) Я не буду подробно рассказывать вам о Чехове и о его произведениях. Вы все увидите и узнаете сами, так как Антон Павлович Чехов сегодня с нами — его роль исполняет сегодня- Айбек.

Нашим уважаемым театральным критикам предстоит не только посмотреть премьеру спектакля, но и оценить игру актеров. А всем вместе решить задачу, поставленную автором. Чуть позднее он ее сформулирует сам.

Действие I. Выступление учащегося от лица автора. ( сидит за « рабочим местом А.П. Чехова»)

-Господа, я очень рад, что вы пришли сегодня, чтобы встретиться со мной и моим первым литературным творением, моим детищем, которое я создал в 1884 году. В ту

пору мне исполнилось 24 года. Так случилось, что в 80-е годы, которые в истории литературы называют эпохой безвременья, я остался один на литературном ринге, так как многие замечательные писатели второй половины XIX века подверглись жесточайшим репрессиям, которые учинил царь Александр III. Другие же, опасаясь преследований, предпочли молчать. Я же был молод и смел. Я не мог спокойно смотреть на то, как Россия вязла в мещанском болоте, опутывалась паутиной карьеризма и стяжательства, взяток и доносов. Всю свою жизнь я ненавидел трусов и предателей, карьеристов и бюрократов. Я беспощадно высмеивал их в своих сатирических рассказах. Я высмеивал все дурное, что мешало жить честно и справедливо: наглость сильных и заискивание слабых, грубость, трусость, равнодушие. Критики писали, что в моих рассказах грустное идет рядом со смешным.

Познакомьтесь, господа, с рассказом «Хамелеон» и подумайте, почему так назван рассказ, и кто же в нем хамелеон?

Действие II. Инсценировка рассказа

Действие III.

Слово учителя: итак, вы только что увидели игру учащихся, задачей которых было передать характеры персонажей чеховского рассказа. Задача, поверьте, непростая. Насколько они справились с ней, судить вам, уважаемые зрители, уважаемые театральные критики.

Выступление театральных критиков — обмен впечатлениями.

Действие IV.

Содержательный этап.

Анализ произведения. Решение проблемного вопроса.

Вопросы к анализу:

-Что означает слово «хамелеон»? Узнать это поможет наш уважаемый зоолог.

Зоолог:

Хамелеон очень похож на ящерицу. Он умеет менять

окраску в целях маскировки под окружающую местность, а также от страха, голода, жажды, тепла и света.

Голова у хамелеона с гребнем, большим ртом и удивительными глазами: он может вращать ими так, чтобы смотреть одновременно в разные стороны.

Сидя в засаде, хамелеон ловит насекомых, метко стреляя в них длинным клейким языком, длина которого почти равна длине его тела.

— Удивительное это животное — хамелеон. Прячась от врагов и стараясь незаметно подобраться к насекомым — своим жертвам, эта ящерица быстро и легко может поменять цвет, сливаясь с окружающей средой. Но если такая приспособительная реакция животного вызывает у нас восхищение мудростью природы, то человека с подобными качествами вряд ли назовешь достойным и порядочным. Яркий пример такого «хамелеонства» нам рисует А.П.Чехов в своем рассказе «Хамелеон»

-Как это слово может быть связано с сюжетом рассказа? / Название литературного произведения всегда значимо: в нем в сжатом виде заключено содержание произведения. Название рассказа емко передает отношение автора к раболепию и угодничеству так называемых «служителей закона».

Автор не случайно назвал свой рассказ «Хамелеон». Мы видим, как разительно меняется Очумелов в зависимости от обстоятельств, меняется его поведение, его речь. Становится очевидным, что полицейский надзиратель — воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться. Любопытно, что и Хрюкин, и

толпа обывателей ведут себя тоже по-хамелеонски. Таким образом, в рассказе описан не единичный случай, а дан психологически обоснованный тип общественного поведения. /

-Кто, по-вашему, в нем хамелеон?

-Можно ли Хрюкина назвать хамелеоном? (Когда он узнал, чья это собака, будет ли он дальше требовать штраф с хозяина за покусанный палец?)

-А как ведет себя толпа по отношению к Хрюкину? (вначале сочувствует Хрюкину, потом смеется над ним)

-Что упоминает Очумелов о Москве и Петербурге? ( ..там не посмотрели бы в Закон…). Можно ли сказать, что и Москва и Петербург- хамелеоны?

-Если законы нарушаются в столице, то какова картина всей России?

-Так сколько в рассказе хамелеонов? (все)

-Но кто он, главный хамелеон? (вся Россия, система, закон)

-Кто же тогда ведет себя по-человечески? (собака. Вспоминаем выражение тоски, ужаса в ее глазах- эмоциях, свойственных человеку. Собака не ждет пощады от разъяренной толпы и не рассчитывает на справедливый суд)

— — Какую роль играет в рассказе шинель-пальто Очумелова? Почему Очумелов то просит надеть на него пальто, то снять?

— Полицейский надзиратель Очумелов, одет в новую шинель, которая превращается в тексте рассказа в важную деталь, характеризующую состояние полицейского надзирателя. Здесь пальто как бы помогает герою скрыться от собственных слов. В финале произведения пальто Очумелова вновь превращается в шинель, в которую запахивается герой, продолжая свой путь по базарной площади. У Чехова нет лишних слов, и поэтому важен тот факт, что новая шинель в разговоре Очумелова превращается в пальто, то есть происходит намеренное снижение роли предмета самим героем, с помощью данной художественной детали писатель характеризует персонажа.

Шинель Очумелова — это все, что мы о нем, о его внешности, знаем. Дело происходит, видимо, в июле, когда обычно поспевает крыжовник, и, наверное, шинель герою дорога, коль он надел ее в такое время. К тому же шинель — «новая», Очумелов, очевидно, только недавно произведен из городовых в полицейские надзиратели, и ценность шинели в глазах самого владельца еще более возрастает.

Важно также, что шинель распахнута .Распахнутая шинель придает большую значимость Очумелову. Но по ходу рассказа шинель оказывается низвергнутой: когда Очумелов узнает, что «собака, кажись, генеральская», он просит снять с него не шинель, а «пальто»! Шинель Очумелова, знак власти для него самого и для окружающих, меркнет в сравнении с генеральской шинелью… Но в завершении рассказа мы опять видим шинель. Очумелов грозит Хрюкину: «Я еще доберусь до тебя!.. и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади». Запахнутая шинель уменьшается в объеме — уменьшается и величие местного самодура. Запахиваясь в шинель, Очумелов становится еще официальнее, он еще более закрыт для всяких душевных движений, кроме, любви к начальству, к тем, кто выше его по чину

— Каким, на ваш взгляд, является рассказ А.П. Чехова «Хамелеон» —- сатирическим или юмористическим? Докажите свою точку зрения, (рассказ А.П. Чехова «Хамелеон» является юмористическим, так как писатель смеётся над глупостью отдельных людей.) Хамелеонство становится социальной чертой, приобретая размах, всеобщность, будничность.

Рассказ Чехова направлен на осмеяние и обличение уродливых явлений жизни и приобретает широкий, обобщающий смысл.

Проблема «Хамелеон» актуальна и сейчас. Писатель осуждает не только «имеющих власть», но и самих рабов, живущих в молочной суете. Такой тип людей существует и в наше время, и будет существовать всегда, и в литературе, и в действительности, и он будет напоминать неожиданных и других «Хамелеон» в произведениях Чехова

-Давайте заключительное слово предоставим литературному критику.

Вывод:

слово «литературного критика»:

-Расплодившись, хамелеоны породили целое явление- хамелеонство. Вот такая паутина опутала Россию 80-х годов. Мог ли Антон Павлович Чехов, ненавидевший любое проявление несправедливости, жить спокойно среди хамелеонов? Рисковал ли своею жизнью и свободой Чехов, продолжая писать на темы, направленные прежде всего против существующей системы и образа жизни людей? Конечно, рисковал. Поэтому его творчество в условиях жесточайших репрессий можно смело назвать гражданским подвигом.

Творческая работа: создайте афишу

Рефлексия:

Слово учителя

— Как, по вашему мнению, можно бороться с проявлениями самоуправства, хамелеонства, не будучи писателем или художником? (обмен мнениями)

-Что ценного вы усвоили из сегодняшнего урока? (И один в поле воин- о Чехове)

Домашнее задание:

Общее: к внеклассному чтению прочитать рассказ «Смерть чиновника».

Творческое: нарисовать иллюстрации

Оценивание работы учащихся .

Учительница русского языка и литературы средней школы имени Г.Орманова Аксуского района Жаксыбекова.Г.Б.