Атырауская область

Курмангазинский район

Общая средняя школа имени Б.Бегалиева

Тема: А.Н. Плещеев «Весна»

7 «Б» класс

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Гумарова Сара Дюсенгалиевна

 

Тема: А.Н.Плещеев « Весна »

Цели: Образовательные – формировать умение работать с текстом произведения; обогащать читательский опыт; учить применять полученные знания; совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения, способствовать развитию речи учащихся, обогащая и пополняя словарный запас.

Развивающие:  развивать мыслительную деятельность, образное и ассоциативное мышление, слуховое восприятие; творческое воображение; память, внимание и  речь учащихся;   

Воспитательные: воспитывать интерес к лирическим произведениям, читательскую самостоятельность, эстетический вкус, любовь к родной природе.

Тип урока:  усвоение нового материала

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, иллюстративный

Формы урока: индивидуальная, групповая

 

Оборудование: учебник для 7 класса Литературное чтение, интерактивная доска, слайды, маркеры, плакаты, иллюстрации, музыка

Ожидаемые результаты: учащиеся самостоятельно исследуют  биографию поэта, научатся работать с дополнительными источниками информации, научатся высказывать свои мысли, выработают навыки  выразительного чтения, вспомнят стихотворения о весне.

Ход урока

1 .Организационный момент

1 стадия — Вызов

 Эмоциональный настрой учащихся.

Релаксация под музыку Э.Грига                                                       

— положите руки ладонями вверх перед собой. Представьте, что на ваших руках лежит маленький молодой, зелёный листочек. Чувствуете, он согревает вас, ваши руки, тело, душу. Вас овивает теплый, ласковый, весенний ветерок. Он будит ваше воображение, придает бодрости, заряжает энергией.

— Вот с таким настроением мы и начнем наш урок.

Оценивать ваши ответы мне помогут вот такие солнышки. Они лежат у вас на середине  парты, когда я скажу слово «солнышко» кому – то из вас, выберете его себе. Тот кто за урок заработает 3 солнышка, тот получит 5

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

4

3

 

2 .Опрос домашнего задания  (чтение наизусть  стихотворения А.С.Пушкина «Гонимы вешними лучами» )

Ученики оценивают свои ответы и ответы учеников при помощи смайликов в тетрадях и на доске

Имя Чтение наизусть Правильное произношение Выразительное чтение
Асет

« Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. Русская литература и русская пейзажная живопись богата именами выдающихся мастеров ,всё своё творчество посвятивших изображению природы. При этом каждый из них природу родной страны видит и изображает по своему.
-О каком времени года нам рассказал поэт?
Образ весны в русской литературе тесно связан с обновлением природы и ее удивительным преображением. Эта тема волновала многих поэтов, которые не переставали удивляться тому, насколько мудро устроен наш мир, и сколько радостных открытий он может подарить тому, что умеет видеть и чувствовать прекрасное. Стихи, посвященные первым солнечным лучам, тающему снегу и сочной молодой траве, есть у многих поэтов. Однако самим знаменитым из них по праву считается произведение Алексея Плещеева «Весна», написанное в 1872 году.

– Правильно, это весна, замечательное и прекрасное время года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна.

  1. Актуализация знаний. Введение в тему урока.
    — Предлагаю музыкальную разминку, которая поможет определить тему урока. Для этого необходимо ваше внимание, наблюдательность и хорошее настроение. Итак, послушайте и подумайте какое, время года вы услышали.
    1) Прослушивание записи Э. Грига «Ручей» (во время слушания тихонько говорю детям: вот бежит ручеёк, вот запели птички, вот зашумели деревья.)
    — Что вы представляли себе, когда слушали музыку?
    — Какому времени года мы посвятим сегодняшний урок?
    — А сейчас закройте глазки и произнесите про себя слово весна. Что вы представили себе?
    — Какие изменения происходят в природе с приходом весны?
    -Давайте составим ассоциативную карту к слову весна.
    2) Составление ассоциативной карты к слову

 

тепло

ручьи

солнышко

         Весна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

скворцы

радость                      сосульки

 

  1. Вопрос — ответ

— Какое время года наступает после зимы?  (Весна)

— У природы есть закон: после зимы неизбежно наступает весна. И как бы мы не любили зиму за её забавы, её время проходит. И вступает в свои права весна.

— Какой первый весенний месяц? (Март)

 

— Давайте попробуем выделить самые главные признаки (День увеличивается и становится теплее)                                                                                                                  

— А какие приметы весны мы можем слышать? (пение птиц, звон ручейков, журчание речки, шелест ветерка).

— Кто помогает людям услышать и представить пробуждение природы? (Конечно, композитор)

— Сейчас прозвучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» — «Март». Вслушайтесь в неё и скажите, что же удалось передать композитору  этой мелодией? (Красоту весеннего дня, порхающих птиц, заспанного медведя, пробуждения природы, первый весенний цветок, хорошее настроение).

— Как называется такое состояние природы? (Пробуждение) ) Мы показали свое видение весны. Узнали, как в музыке представляют это время года.
2-я стадия  Осмысление

5 Сообщение темы урока

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением великого русского поэта А.Н.Плещеева.  и увидим, какой и как рисует весну поэт Алексей Николаевич Плещеев. Попробуем передать настроение от прочитанного произведения своим выразительным чтением.
Портрет А.Н.Плещеева   (слайд№1)    Сообщение о поэте.(1 ученик)
Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 декабря 1825 года в дворянской семье. Он рано лишился отца, но мать смогла дать ему хорошее образование и воспитание. Много испытаний выпало на его долю, но Алексей Николаевич Плещеев всегда оставался добрым человеком.

 Краткие библиографические сведения о поэте.(слайд№2)

Рассматривание портрета.

Что можно сказать об этом человеке? Какой взгляд?

(добрый, внимательный )

Алексей Николаевич – поэт. Друзья вспоминали о нём как  о мягком, доброжелательном и вежливом человеке, всегда готовом прийти на помощь. Алексей Николаевич  написал много произведений не только для детей, но и для взрослых.

  1. Изучение нового материала

   Чтение стихотворения «Весна» учителем. Проверка первичного восприятия.(слайд№3)

— Что описывает поэт?  (Приход весны) В названии заключается основная тема произведения. О чем это стихотворение?

Чтение стихотворения учениками. Чтение по цепочке.
-Какие звуки природы вы услышали при прослушивании этого стихотворения? ( пение птиц, журчание ручейков, мелодичное пение соловья).
– Подумайте, весна борется в стихотворении с зимой или полноправно вступает в свои права? (Весна пришла как хозяйка строгая, властная, но дарящая надежду и ожидание на какое-то чудо).
– Какой главный образ вы можете отметить в стихотворении «Весна»?
(Главный образ – Весна, его помогают раскрыть образ весеннего солнца, леса, лесного ручья, ).
7. Словарная работа. Подготовка к чтению произведения вслух.  

«Гимнастика для глаз»

— Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения.

Толкование слова(слайд№4) «лазурь» — ярко – голубой цвет,  «обновление» — появление чего-то нового.

«Повеяло» (зима подходит к концу, подул тёплый ветерок).  «Миновала»- прошла. «Заботы»- (беспокойство, хлопоты).

  1. Работа над выразительностью

— Какие картины весны наблюдает поэт? (Тает снег, бегут ручьи, чиста небесная лазурь, стало теплее солнце).

— С каким настроением говорит о них поэт? (С радостным).

 

— Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно, соблюдая паузы.

           

— Весна – это пора обновления не только в природе, но и в душе человека. С приходом весны у людей появляется вера, надежда на что-то лучшее. Поэтому весну ждут с нетерпением.

— Весна волнует и сердца художников. Перед нами картина Исаака Левитана «Март»  (слайд№5)                                                           Сообщения учеников о картинах.

— Что вы видите?

— Какие признаки весны, указанные в стихотворении «Весна», можно увидеть на  картины? Прочитайте. (Уж тает снег; чиста небесная лазурь).

— Какая изображена весна на картине? Ранняя весна. Весна только вступает в свои права.

— Какое настроение хотел передать художник? (Хорошее, радостное настроение).

  Картина И. Левитана «Март» передает холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидания тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег… И вся природа ждет настоящей весны.

Вот с таким хорошим, радостным настроением мы продолжим работу над стихотворением «Весна» . Работа в группе.
— А что такое эпитеты? (Представить, увидеть картины природы помогают образные поэтические слова. Такие слова в литературе называются «эпитеты»).
А знаете ли вы, как называется изображение неживых предметов в виде живых существ? (олицетворение)
1 группа: Выписать эпитеты.
2 группа: Выписать олицетворения.
3 группа: Выпишите признаки весны.
-Какие слова, использует поэт, чтобы было понятно, что это весна?
(МУЗЫКА)
— Защита работ.
9. Творческое задание
— Как вы себе представили эти строчки? (нарисовать графический рисунок)
1 группа: Уж тает снег, бегут ручьи,
2 группа: В окно повеяло весною…
3 группа: И лес оденется листвою!
11. А сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм «Весна пришла».
-Понравился фильм? Какое настроение он у вас вызвал?
10. Творческое задание. А теперь попробуем составить (СИНКВЕЙН) пятистишие к слову ВЕСНА. 
1. Весна.
2. Тёплая, яркая.
3. Тает, бегут, журчат.
4. Наступила долгожданная весна.
5. Пробуждение

Давайте вспомним , какими словами мы пользуемся, когда говорим о весне и том, что с ней связано.Назовите весенние слова (ответы учеников)

Любимое время года поэта – весна. И поэты, и композиторы, и художники хотели нам помочь увидеть , почувствовать появление весны. Надеюсь, стихотворение о весне оставит след в вашей душе.

  1. Итог урока.

На этапе «рефлексия»  ученики продолжают следующие фразы:

Мне удалось….

Мне понравилось….
Я доволен….
Я считаю, что поработал ….

Мне было трудно….

Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Покажите, сколько солнышек вы заработали. Прекрасно! В нашем классе стало сегодня ещё светлее и теплее! И я желаю каждому из вас добра, тепла и счастья!
12. Домашнее задание: дифференцированные задания:1-2 группа написать сочинение-эссе на тему «Весна», 3 группа нарисовать рисунок к стихотворению А. Плещеева «Весна»
Выставление оценок за урок.