Управление образования Южно-Казахстанской области  « Областная   специальная школа-интернат  для детей с тяжелыми нарушениями речи коммунальное государственное учреждение

учительница начального  класса   Юнусова Шахназа Ташбулатовна

ЮКО   г. Туркестан

Роль театрализованных   игр в развитие  речи детей

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно  пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие формирования личности ребенка. В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так, как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста  играет огромную роль театрализованные игры. Почему именно  театрализованные игры? Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Среди условий, благоприятных для развития речи через театрализованные игры, нужно назвать следующие:

— уделять серьезное внимание подбору литературных произведений. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для ребенкаморальной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными .

-раннего возраста нужно учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? — Был. — Шил сапожки? — Шил»).

-знакомить детей с сюжетными игрушками, когда взрослый показывает и  называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.

-воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки.

Из жизни современных; детей постепенно уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером . Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая, используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждаются. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи.

Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы барби, роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка.

Размышляя над затронувшими меня проблемами, поняла, что не всегда можно доститься высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Поэтому считаю: самый короткий путь решения этих проблем — это путь через театрализованную игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо.

Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями. Оформили уголок «Костюмерная», в который поместили яркие сарафаны и рубахи в русском народном стиле, а также костюмы сказочных героев.

Дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, подбирают элементы костюмов, распределяют роли, но есть такие дети, которые волнуются, испытывают чувство страха перед выходом на импровизированную сцену. Эту проблему я решила, оборудовав в группе «Уголок уединения», в котором ребёнок может побыть один, вспомнить содержание своей роли.

Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач — развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделали подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, составили картотеку дидактических игр по следующим направлениям:

Для формирования грамматического строя речи «У кого похожая картинка?», «Подбираем рифму», «Загадки-описание» и т.д.

На развитие связной речи «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто, как передвигается? «Что происходит в природе?».

В работе над звуковой стороной речи «Из какой сказки персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т.д.

Поэтому  из этапов в развитии речи через театрализованную деятельность является работа над выразительностью речи. В процессе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

Работу на данном этапе строю в следующей последовательности: сначала сама проигрываю предполагаемый сюжет в ролях, затем предлагаю детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, предлагаю игру на этот сюжет. Примерами таких игр  могут быть игры «Отгадай загадку», «Сказка наизнанку», «Так бывает или нет?» и т.д.

Следующий этап моей работы — творческие задания. Например, в игре «подарок на всех» даю детям задание: «Если ты был бы волшебником и мог творить чудеса, что бы ты нам подарил?» или «Какое желание ты бы загадал?». Эти игры развивают у детей умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Используя в еврей работе метод сказкотерапия, развиваю у детей творческую инициативу, умение преодолевать детские страхи, чувства тревожности. Рассказываю сказки, в которых показаны способы разрешения конфликтных ситуаций, считаю, что они формируют у детей позицию здравого смысла и здравого чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о семейных хитростях. Примером таких сказок могут быты «Гадкий утёнок», «Волшебное слово», «Кто заговорил первым?»

Используя в еврей работе метод сказкотерапия, развиваю у детей творческую инициативу, умение преодолевать детские страхи, чувства тревожности. Рассказываю сказки, в которых показаны способы разрешения конфликтных ситуаций, считаю, что они формируют у детей позицию здравого смысла и здравого чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о семейных хитростях. Примером таких сказок могут быты «Гадкий утёнок», «Волшебное слово», «Кто заговорил первым?»

Практика показала, что работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поэтому вся моя работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе, для этого мною был проведён семинар-практикум «Роль театра в развитии речи детей», который состоял из трёх занятий:

«Театр кукол и игрушек в детском саду» — лекция-дисскусия;

«Театрализованные игры — путь к детскому творчеству» — мастер- класс; «Сказки, сказки, сказки…» — занятие-практикум.

были предложены беседы:

«Роль родителей в развитии речи ребёнка»;

«Я маленький актёр»;

«Кукольные театры для дошкольников своими руками.

 

Драмматизация сказки «Колосок»

Цель: Познакомит детей со сказкой,учить уметь перессказывать сказку,учить уметь быть трудолюбивыми, дружными, помогать друг другу.

Коррекция: Коректировать связную разговорную речь, умение перессказывать£вои словами.

Развивать: Фонематический слух.

Воспитанность: дружеские взаимоотношение, трудолюбие.

Орган-ный момент.

Я тепло свое отдал Я теперь добрее стал.

Я от этого тепла Стала комната света.

-Ребята сегодня мы будем много говорить и поэтому давайе поупражняем язычок, ча-ча-ча-горит в комнате свеча чу-чу-чу-молотком я стучу оч-оч-оч-наступила ночь . Ученик учил уроки,

У него в чернилах щеки.

-Ребята вы любите слушать сказки?

-А кто вам рассказывает сказки?

-А как сказки начинается?

-А какие сказки бывают?

-Сегодня мы познакомимся Украинской народной сказкой «Колосок»

-В сказке вам встретятся такие слова

ОБМОЛОТИТЬ-очистить зерно от кожура

МЕЛЬНИЦА-где из зерна делают муки

МЕСИТЬ-сделатъ тесто

ЛОДЫРЬ-кто не хочет трудиться

КОЛОСОК-это стебель пщеницы

Расскажите  сказки воспитателем.

Воспитатель рассказывает и показывает на доске схему сказки.

(метод Волдорской)

Вопросы:

Понравилась всем сказка?

Как она называется?

А почему петушок не дал мышатам пирогов?

Чему учить нас эта сказка?

Кто расскажет эту сказку?

Учащиеся рассказывает сказку по схеме

Сегодня мы будем артистами и обыграем эту сказку.

Учащиеся показывает сказку.

-Понравилась вам сказка?

-Кто вам больше понравился?

-Почему?

-Правильно ли они выгаваривали звуки, буквы?

Чему нас учит это сказка?

Какими мы ученики должны быть?

Опишите петуха, мышат?

Молодцы! Пощрение детей.

 

 

 

Новые слова

  • Колосок – стебель пшеницы.
  • Обмолотить – отчистить зерно от кожуры.
  • Мельница – из зерна делают муку
  • Месить – делать тесто.
  • Лодырь – кто не хочет трудиться

           В каждом сердце звучит слово «Мама»

Дети под музыку вальса входят в зал и  становятся у стульев.

Весна: Ребята , посмотрите как весело и красиво вокруг, птицы поют, с наступлением весны вся природа просыпается.

1- ученик. В марте солне заиграло на снегу,

Вместе солнцем заглянула нам весна.

Дети к мамам с поздравлением бегут,

Мамин праздник отмечает вся страна

2- ученик. Март – месяц радостный и ясный,

Господа! Наши дамы прекрасны.

Все добры своей нежной душою,

Поздравляем всех с весною.

 

Танец вальс.

Мамантенок: Ой, где это я? Что здесь происходит?

Весна: Ой какой красивый малыш? А где твоя мама?

Мамантенок: Мама, а кто это? На что она похожа?

3 – ученик. Солнце ярче для меня – мама!

Мир и счастье для меня – мама!

Шум ветвей, цветы полей – мама!

Зов летящих журавлей – мама!

В роднике чиста вода – мама!

В небе яркая звезда – мама!

4 – ученик. Ночью темной мне светло,

В день морозный мне тепло.

Если мама рядом,

Смотрит нежным взглядом.

Мамантенок: Я тоже хочу к маме. Где мне ее найти.

Весна: — Ребята давайте мы ему поможем. Найдем маму, а для этого отправимся страну сказок. А в этом мне поможет вольшебное перо.

  • Засветись перо ярко.
  • Засветись перо жарко.
  • Сказка новая начнись.
  • Мама малыша найдись.

Сцена из сказки «Волк и семеро козлят»

Песня о маме.

5 – ученик. Почему когда я с мамой,

Даже хмурый день светлей.

Потому что, потому что,

Нету мамочки милей!

6 – ученик. Почему, когда мы вместе,

Я счастливей всех детей.

Потому что, потому что,

Нету мамочки добрей!

Весна: — И здесь нету твоей мамы. Давайте поищем дальше.

  • Засветись перо ярко.
  • Засветись перо жарко.
  • Сказка новая начнись.
  • Мама малыша найдись.

Красная Шапочка идет и поет песню.

  • Какой красивый малыш.
  • Куда ты идешь?

Мамантенок: — Я ищу свою маму. Ты не видела ее?

Красная Шапочка: Я иду к своей бабушке. Может ты там найдешь свою маму?

Весна: — Сегодня праздник не только мам и наших бабушек.

Стихи про бабушек.

Песня.

Русский танец: «Кадриль»

Весна: — Что же нам теперь делать?

  • Где же нам найти маму мамантенка?

Дети: — Может мамантенок споет нам песню и мама услышит его.

Песня «Мамантенок».

Заходит мама – слониха.

Слониха: — Что здесь происходит?

  • Кто меня звал?

Весна: — Это мамантенок искал свою маму.

Мамантенок  бежит к своей маме.

Слониха: — А почему все вы нарядные. Какой праздник отмечает?

Весна: — Мы здесь отмечаем праздник мам.

Слониха: А что за праздник?

Ученик :  День весенний, не морозный.

День веселый и мимозный.

Все: — Это мамин день!

Ученик — День без облачный , не снежный.

День взволнованный и нежный.

Все: — Это мамин день!

Ученик — День просторный, не капризный.

День подарочный, сюрпризный.

Все: — Это мамин день!

Игры с родителями.

Танец.

Ученик: — Пусть звенят повсюду песни,

Про любимых наших мам.

Мы за все, за все, родные.

Говорим «Спасибо вам — все»

 

Ученик:  Праздник наш уже кончаем,

Что же нам еще сказать.

Разрешите на прощанье,

Вам здоровья пожелать.

Ученик:  Не болейте,

Не старейте.

Не сердитесь никогда.

Вот такими молодыми,

Оставайтесь навсегда

 

Песня. Раздача подарков.

 

Проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:

У детей повысился уровень развития речи.

Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.

Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.