Управление образования Павлодарской области

Средняя общеобразовательная профильная школа

дифференцированного обучения № 17

СЕКРЕТЫ РУССКОЙ ГРАММАТИКИ

Программа спецкурса

для 3 класса

 

Павлодар  2016

Составители: Чернова Валентина Ивановна, учитель начальных классов средней общеобразовательной профильной школы дифференцированного обучения № 17 города Павлодара.

Рецензент: Омарова Вера Константиновна, кандидат педагогических наук, профессор ПГПИ

 

Данное пособие содержит материал для проведения спецкурса «Секреты русской грамматики», разработанный в соответствии с требованиями современных традиционных программ начальной школы. Пособие позволяет обеспечить комплексное развитие речевой деятельности, формировать навык грамотного письма, позволяет стремиться к более глубокому и творческому осмыслению изучаемого вопроса, стимулируя мыслительную активность учащихся, любознательность.

Рекомендуется использовать учителям начальных классов.

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………….. 4

Содержание курса…………………………………………………………………      7

Календарно-тематическое планирование………………………………………10

Список литературы……………………………………………………………… 12

Содержание курса.

 Раздел 1. Повторение изученного во 2 классе — 2 часа

 Учащиеся должны знать:

Звуки, их обозначение буквами. Звукобуквенный разбор слов.

Предложение. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.

Учащиеся должны уметь:

— производить фонетический анализ слова;

— делить слова на слоги;

— выделять главные и второстепенные члены предложения.

 

Раздел 2. Слово и его значение – 3 часа

 

Учащиеся должны знать:

          Лексическое значении слова. Толковый словарь.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Прямое и переносное значение слов.

Учащиеся должны уметь:

— подбирать синонимы, антонимы и омонимы, употреблять их в речи;

— работать с толковым словарём.

 

Раздел 3. Состав слова и словообразование. Правописание – 3 часа

 

Учащиеся должны знать:

Окончание и основа слова. Нулевое окончание. Основа слова. Формы слова.

Словообразование. Суффиксы, их значение для образования слов. Приставки, их значение для  образования слов.

Учащиеся должны уметь:

— выделять основу слова;

— определять корень, приставку, суффикс;

— определять нулевое окончание;

— образовывать слова с помощью приставок;

— образовывать слова с помощью суффиксов.

 

Раздел 4. Части речи. Правописание. Развитие речи – 15 часов

Имя существительное — 7 часов

 

Учащиеся должны знать:

Имя существительное и его грамматические категории: род, число, склонение, падеж. Падежи существительного, падежные вопросы. Роль имён существительных в предложении.

 

Учащиеся должны уметь:

— определять грамматические категории: род, число, падеж, склонение;

— распознавать падежи имени существительного;

— писать имена существительные женского и мужского рода с основой на шипящий;

— определять синтаксическую роль в предложении.

 

Имя прилагательное – 3 часа

 

Учащиеся должны знать:

Имя прилагательное и его грамматические категории: род, число, падеж. Склонение имён прилагательных в единственном и множественном числе. Прямое и переносное значение имён прилагательных.

Учащиеся должны уметь:

— определять род, число, падеж прилагательных;

— согласовывать имена прилагательные с существительными;

— использовать в речи прилагательные в прямом и переносном значении.

 

Местоимение – 1 час

 

Учащиеся должны знать:

Местоимение как часть речи. Личные местоимения.

Учащиеся должны уметь:

— использовать личные местоимения в предложении.

 

Глагол – 4 часа

 

Учащиеся должны знать:

Грамматическое значение глагола. Роль глагола в предложении. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола.

Учащиеся должны уметь:

— определять грамматические категории: число, время;

— определять синтаксическую роль глагола в предложении;

— использовать в речи многозначные глаголы.

 

Раздел 5.  Предложение. Члены предложения – 4 часа

 

Учащиеся должны знать:

Словосочетание. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложение по цели высказывания и интонации.

Учащиеся должны уметь:

— устанавливать связь между словами в предложении (выделять словосочетания);

— распространять предложения;

— определять синтаксические функции изученных частей речи;

— характеризовать предложение по цели высказывания и интонации.

 

Раздел 6. Текст. Развитие связной письменной и устной речи – 5часов

 

Учащиеся должны знать:

Тема и основная мысль текста. Простой план. Типы текста: описание и повествование. Структура текста: начало, основная часть, концовка.

Учащиеся должны уметь:

— определять тип текста;

— делить текст на части;

— озаглавливать;

— устанавливать тип текста;

— составлять рассказы, соблюдая структурные части текста.

 

Раздел 7. Повторение изученного за 3 класс – 2часа

 

Повторение основных тем разделов «Слово и его состав», «Предложение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

по «Секретам русской грамматики»

3 класс (1-4),  1 час в неделю – 34 часа в учебном году

 

 

 

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата Коррекция

часов

   

1. Повторение изученного во 2 классе — 2 ч.

     
1 В мире звуков и букв. 1    
2 Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. 1    
   

2. Слово и его значение – 3 ч.

     
3 Прямое и переносное значение слов. 1    
4 Синонимы, антонимы, омонимы. 1    
5 Лексика. Толковый словарь. 1    
   

3. Состав слова и словообразование. Правописание – 3ч.

     
6 Словоизменение. Формы слова. 1    
7 Образование слов с помощью приставок. 1    
8 Образование слов с помощью суффиксов. 1    
   

4. Части речи. Правописание. Развитие речи – 15 ч.

Имя существительное — 7 ч.

     
9 Постоянные признаки имени существительного. 1    
10 Склонение имён существительных. 1    
11 Правописание безударных падежных окончаний. 1    
12 Окончания имён существительных 1 и 2 склонения. 1    
13 Написание имён существительных с шипящими на конце. 1    
14 Трудные случаи употребления падежных форм. 1    
15 Роль имени существительного в предложении. 1    
   

Имя прилагательное3 ч.

     
16 Непостоянные признаки имён прилагательных. 1    
17 Согласование имён прилагательных с существительными в единственном и множественном числах. 1    
18 Имена прилагательные в прямом и переносном значении. 1    
   

Местоимение – 1 ч.

     
19 Личные местоимения. 1    
   

Глагол – 4 ч.

     
20 Неопределённая форма глагола. 1    
21 Изменение глаголов по временам. 1    
22 Многозначные глаголы. 1    
23 Роль глагола в предложении. 1    
   

5.  Предложение. Члены предложения – 4 ч.

     
24 Предложение. Словосочетание. 1    
25 Предложения по цели высказывания. 1    
26 Распространённые предложения. 1    
27 Синтаксический разбор предложения. 1    
   

6. Текст. Развитие связной письменной и устной речи – 5 ч.

     
28 Заголовок текста. 1    
29 Деление текста на части. Составление плана. 1    
30 Виды текста. 1    
31 Структурные части текста: начало, основная часть, концовка. Составление текста. 1    
32 Как стать оратором. Устная речь. 1    
   

7. Повторение изученного за 3 класс – 2 ч.

     
33 Состав слова. Разбор по составу. 1    
34 Части речи. Повторение. 1    
         
                                                                Итого: 34 часа      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Волина В.В. Учимся играя. -М.: Новая школа, 1994.
  2. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. -М.: ВАКО, 2006.
  3. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Справочное пособие по русскому языку. 3 класс.

-М.: Астрель, 2007.

 

Содержание курса.

 

Раздел 1. Повторение изученного во 2 классе — 2 часа

 

Учащиеся должны знать:

Звуки, их обозначение буквами. Звукобуквенный разбор слов.

Предложение. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.

Учащиеся должны уметь:

— производить фонетический анализ слова;

— делить слова на слоги;

— выделять главные и второстепенные члены предложения.

 

Раздел 2. Слово и его значение – 3 часа

 

Учащиеся должны знать:

          Лексическое значении слова. Толковый словарь.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Прямое и переносное значение слов.

Учащиеся должны уметь:

— подбирать синонимы, антонимы и омонимы, употреблять их в речи;

— работать с толковым словарём.

 

Раздел 3. Состав слова и словообразование. Правописание – 3 часа

 

Учащиеся должны знать:

Окончание и основа слова. Нулевое окончание. Основа слова. Формы слова.

Словообразование. Суффиксы, их значение для образования слов. Приставки, их значение для  образования слов.

Учащиеся должны уметь:

— выделять основу слова;

— определять корень, приставку, суффикс;

— определять нулевое окончание;

— образовывать слова с помощью приставок;

— образовывать слова с помощью суффиксов.

 

Раздел 4. Части речи. Правописание. Развитие речи – 15 часов

Имя существительное — 7 часов

 

Учащиеся должны знать:

Имя существительное и его грамматические категории: род, число, склонение, падеж. Падежи существительного, падежные вопросы. Роль имён существительных в предложении.

 

Учащиеся должны уметь:

— определять грамматические категории: род, число, падеж, склонение;

— распознавать падежи имени существительного;

— писать имена существительные женского и мужского рода с основой на шипящий;

— определять синтаксическую роль в предложении.

 

Имя прилагательное – 3 часа

 

Учащиеся должны знать:

Имя прилагательное и его грамматические категории: род, число, падеж. Склонение имён прилагательных в единственном и множественном числе. Прямое и переносное значение имён прилагательных.

Учащиеся должны уметь:

— определять род, число, падеж прилагательных;

— согласовывать имена прилагательные с существительными;

— использовать в речи прилагательные в прямом и переносном значении.

 

Местоимение – 1 час

 

Учащиеся должны знать:

Местоимение как часть речи. Личные местоимения.

Учащиеся должны уметь:

— использовать личные местоимения в предложении.

 

Глагол – 4 часа

 

Учащиеся должны знать:

Грамматическое значение глагола. Роль глагола в предложении. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола.

Учащиеся должны уметь:

— определять грамматические категории: число, время;

— определять синтаксическую роль глагола в предложении;

— использовать в речи многозначные глаголы.

 

Раздел 5.  Предложение. Члены предложения – 4 часа

 

Учащиеся должны знать:

Словосочетание. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложение по цели высказывания и интонации.

Учащиеся должны уметь:

— устанавливать связь между словами в предложении (выделять словосочетания);

— распространять предложения;

— определять синтаксические функции изученных частей речи;

— характеризовать предложение по цели высказывания и интонации.

 

Раздел 6. Текст. Развитие связной письменной и устной речи – 5часов

 

Учащиеся должны знать:

Тема и основная мысль текста. Простой план. Типы текста: описание и повествование. Структура текста: начало, основная часть, концовка.

Учащиеся должны уметь:

— определять тип текста;

— делить текст на части;

— озаглавливать;

— устанавливать тип текста;

— составлять рассказы, соблюдая структурные части текста.

 

Раздел 7. Повторение изученного за 3 класс – 2часа

 

Повторение основных тем разделов «Слово и его состав», «Предложение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

по «Секретам русской грамматики»

3 класс (1-4),  1 час в неделю – 34 часа в учебном году

 

 

 

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата Коррекция

часов

   

1. Повторение изученного во 2 классе — 2 ч.

     
1 В мире звуков и букв. 1    
2 Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. 1    
   

2. Слово и его значение – 3 ч.

     
3 Прямое и переносное значение слов. 1    
4 Синонимы, антонимы, омонимы. 1    
5 Лексика. Толковый словарь. 1    
   

3. Состав слова и словообразование. Правописание – 3ч.

     
6 Словоизменение. Формы слова. 1    
7 Образование слов с помощью приставок. 1    
8 Образование слов с помощью суффиксов. 1    
   

4. Части речи. Правописание. Развитие речи – 15 ч.

Имя существительное — 7 ч.

     
9 Постоянные признаки имени существительного. 1    
10 Склонение имён существительных. 1    
11 Правописание безударных падежных окончаний. 1    
12 Окончания имён существительных 1 и 2 склонения. 1    
13 Написание имён существительных с шипящими на конце. 1    
14 Трудные случаи употребления падежных форм. 1    
15 Роль имени существительного в предложении. 1    
   

Имя прилагательное3 ч.

     
16 Непостоянные признаки имён прилагательных. 1    
17 Согласование имён прилагательных с существительными в единственном и множественном числах. 1    
18 Имена прилагательные в прямом и переносном значении. 1    
   

Местоимение – 1 ч.

     
19 Личные местоимения. 1    
   

Глагол – 4 ч.

     
20 Неопределённая форма глагола. 1    
21 Изменение глаголов по временам. 1    
22 Многозначные глаголы. 1    
23 Роль глагола в предложении. 1    
   

5.  Предложение. Члены предложения – 4 ч.

     
24 Предложение. Словосочетание. 1    
25 Предложения по цели высказывания. 1    
26 Распространённые предложения. 1    
27 Синтаксический разбор предложения. 1    
   

6. Текст. Развитие связной письменной и устной речи – 5 ч.

     
28 Заголовок текста. 1    
29 Деление текста на части. Составление плана. 1    
30 Виды текста. 1    
31 Структурные части текста: начало, основная часть, концовка. Составление текста. 1    
32 Как стать оратором. Устная речь. 1    
   

7. Повторение изученного за 3 класс – 2 ч.

     
33 Состав слова. Разбор по составу. 1    
34 Части речи. Повторение. 1    
         
                                                                Итого: 34 часа      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Волина В.В. Учимся играя. -М.: Новая школа, 1994.
  2. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. -М.: ВАКО, 2006.
  3. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Справочное пособие по русскому языку. 3 класс.

-М.: Астрель, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

АКТУАЛЬНОСТЬ КУРСА:

Современный этап развития общества характеризуется нестабильностью социально-экономических отношений, быстро изменяющимися условиями жизни. Он обусловил появление многочисленных информационных систем  и технологий. Следует отметить усложнение программных требований по русскому языку при одновременном сокращении количества учебного времени отводимого на его изучение. Отсюда вытекает актуальность содержания спецкурса «Секреты русской грамматики».

ЦЕЛЬ КУРСА:

  • Расширение знаний учащихся программного материала за счет отработки творческих умений и навыков курса русского языка за 3 класс, обусловленных требованиями государственного общеобразовательного стандарта.

 

Календарно-тематическое планирование по спецкурсу «Секреты русской грамматики» для 3 класса составлено на основе государственного общеобразовательного среднего стандарта общего образования РК, по учебным программам Астана, 2013 год и программам ИНОС «Рекорд» Москва.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  • Расширение знания по русскому языку для данного этапа обучения, их использование в речевой деятельности;
  • Развитие индивидуальных, творческих способностей ребенка, его познавательных интересов, навыков самостоятельной работы в области языка;
  • Формирование общей языковой и речевой культуры, эрудиции ребенка, развития мышления – умений сопоставлять, сравнивать, обобщать учебный материал и быть готовым к дальнейшему образованию и самообразованию;
  • Решение образовательных и воспитательных задач, направленных на интеллектуальное и нравственно-патриотическое воспитание личности.

 

 

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА, ОТЛИЧИЕ ОТ ШКОЛЬНОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА.

Спецкурс позволит учащимся в увлекательной форме приобрести и расширить знания школьного курса русского языка за 3 класс.

Курс рассчитан на 34 часа в год (по одному часу в неделю) и включает семь разделов:

  1. Повторение изученного во 2 классе.
  2. Слово и его значение.
  3. Состав слова и словообразование. Правописание.
  4. Части речи. Правописание. Развитие речи.
  • Имя существительное.
  • Имя прилагательное.
  • Местоимение.
  • Глагол.
  1. Предложение. Члены предложения.
  2. Текст. Развитие связной письменной и устной речи.
  3. Повторение изученного за 3 класс.

Курс оценивается за полугодие, год.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КУРСА:

  • Соблюдаются основные дидактические принципы обучения: сознательность, доступность, наглядность, занимательность изучаемого материала;
  • Способствует воспитанию любви к русскому языку;
  • Занятия способствуют повышению желания детей изучать русский язык.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЗНАЧИМОСТЬ:

Данная программа преследует единственную цель: развитие ученика через прочное усвоение русского языка, расширяя кругозор детей, развивая мышление, творческое отношение к предмету.

На занятиях организуется активное обучение, формируются исследовательские навыки при сознательном восприятии учебного материала в интересной форме. Учащиеся на занятиях получают знания и умения посредством активной заинтересованности и творческой деятельности.

В основу построения курса ложится комплексный подход – тематическое планирование.

 

Для занятий по спецкурсу «Секреты русской грамматики» характерны:

  1. Принцип доступности изучаемого материала;
  2. Эмоционально-насыщенная тематика заданий;
  3. Коммуникативный характер, раскрепощенная атмосфера, доброжелательность.

Материал спецкурса позволяет обеспечить комплексное развитие речевой деятельности, а также формирование навыка грамотного письма.

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ, ФОРМИРУЕМЫЕ СПЕЦКУРСОМ

ЗНАТЬ:

  • слово и его лексическое значение, синонимы, антонимы, омонимы;
  • части слова; способы словообразования с помощью приставок и суффиксов;
  • части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог;
  • падежи, их вопросы; склонение существительного и прилагательного по падежам;
  • словосочетание, главное и зависимое слово;
  • главные и второстепенные члены предложения;
  • текст, его виды.

УМЕТЬ:

  • раскрывать лексическое значение слова, подбирать синонимы, антонимы, омонимы;
  • производить фонетический анализ, делить слова на слоги, правильно переносить слова;
  • образовывать слова с помощью приставки и суффикса, разбирать слово по составу;
  • распознавать части речи и их грамматические признаки (существительное, прилагательное, глагол, местоимение);
  • распознавать падежи по вопросам и предлогам;
  • склонять имена существительные и имена прилагательные; писать падежные окончания;
  • распознавать в предложении личные местоимения, определять их роль в предложении;
  • изменять глагол по временам, числам и лицам; писать частицу НЕ с глаголом;
  • устанавливать связь между словами в предложении, вычленять из них словосочетания; определять главное и зависимое слово;
  • разбирать предложение по членам: находить главные и второстепенные члены — определения, дополнения, обстоятельства;
  • отличать предложения от текста; устанавливать тип текста.