Узбекова Айман  Кенжекалымовна

Преподаватель русского языка и литературы Талгарского колледжа агробизнеса и менеджмента

Воспитание речевой культуры как части гуманитаризации обучения

Проблема гуманитаризации  образования является важной педагогической проблемой современности, т.к. она связана с воспитанием всесторонне развитой личности в процессе обучения. На науку наших дней возлагаются большие надежды, связанные с решением глобальных проблем современного мира – проблемы голода, экологического, энергетического, интеллектуального, духовного, нравственного, эстетического, этического, морального,  демографического кризисов и т.д.

От способов применения научных достижений в жизнь зависит будущее человечества. В этой связи важно знать, каковы же цели науки, как она решает “человеческие” проблемы, а, следовательно, какую роль в науке играют нравственность, представления о добре и зле, т.е. становится ли она более гуманной. Известно, что в связи с изменением социальной ориентации науки, усилением её воздействия на социальный мир и человека, меняются и её внутренние ориентации. Наука все чаше обращается к проблемам человека, она вынуждена учитывать человеческий фактор. К глобальным проблемам нашей планеты обычно относятся демографический взрыв и необходимость баланса между динамикой роста населения и производительными силами; энергетический кризис, угроза ядерной войны и использования других опасных видов оружия массового уничтожения. Все эти проблемы являются проблемами нашей цивилизации, нашей Земли.

И прав был ученный Е.П.Левитан, когда говорил: “Именно в мировоззренческом плане, в плане выявления отношения человека к окружающему его миру все большую актуальность приобретает проблема “Человек и Вселенная”.

Русский язык имеет особый статус среди других школьных предметов, так как связан со всеми науками и профессиями и является формой хранения и усвоения различных знаний.

В настоящее время, время модернизации  образования, особенно остро стоит вопрос о подготовке выпускника школы XXI века, обладающего не просто знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами, придающими ему гибкость и устойчивость в постоянно изменяющихся условиях развития общества.  Ненужно «разрывать» вопросы организации и содержания обучения, т.е. сначала продумать, как учить, а затем, чему учить. Служа другим — растешь и сам.

«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

Таким образом, целевая направленность современной школы, исходя из Концепции модернизации образования, связана с формированием ключевых компетенций выпускника, с его функциональной грамотностью в отношении овладения и применения общеучебных знаний, умений и навыков. Личность, характеризующая не только информированностью в различных областях науки, а коммуникабельностью и толерантностью, современным мышлением, ответственностью и волей в принятии решения в различных жизненных ситуациях выбора, может гармонично строить отношения с окружающим миром, адаптироваться к условиям современного общества, адекватна социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям.

В связи с этим в  базовом компоненте образования и объяснительных записках к программе по русскому языку появилось понятие «компетенция», которое употребляется применительно к целям обучения. Через данное понятие определяется структура содержания обучения русскому языку.

Научить русскому языку — значит сформировать лингвистическую, языковую, коммуникативную компетенции.

Коммуникативная компетенция — способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения.

Приоритетной компетенций, на мой взгляд, является коммуникативная, так как язык — это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире. Согласно нормативным документам, в понятие «коммуникативная компетенция» включаются следующие показатели:

-осведомленность в лингвистической теории, осознание ее как системы правил и общих предписаний, регулирующих употребление средств языка в речи;

-знание речеведческой теории, владение основными видами речевой деятельности;

-владение основными языковыми  (опознавать, классифицировать и т.п.) и речевыми  (выбирать, актуализировать и т.п.)  умениями;

-способность анализировать речевую ситуацию и в соответствии с ней выбирать программу (вербальную и невербальную) речевого поведения.

Основная задача педагога, использующего компетентностный подход в преподавании языка, — создание открытого языкового пространства, условий, приближенных к естественному общению, переход в преподавании с предметного уровня на обучение языку как средству общения.

Воспитание речевой культуры школьников в процессе обучения языку- одно из основных требований современного образовательного стандарта по русскому языку. Культуроречевой аспект красной нитью проходит через все разделы программы по русскому языку.

Реализация принципов воспитывающего и развивающего обучения в процессе преподавания русского языка предполагает, прежде всего, воспитание речевой культуры школьников, то есть умения правильно передавать свои мысли с помощью средств языка.

Правильная, соответствующая нормам литературного языка речь — одно из обязательных условий всестороннего развития личности учащегося, канал развития его интеллекта.

Содержательность, логичность и выразительность речи обеспечивается многими факторами: богатством словаря, разнообразием грамматических форм и синтаксических конструкций, гибкостью интонационного оформления речи. Сообщить учащимся знания о признаках хорошей речи, продемонстрировать эти признаки на литературных образцах и этим пробудить у них желание совершенствовать свою речь — вот та конкретная задача, решение которой поможет достижению конечной цели обучения языку — овладению языком как средством общения, средством познания материального и духовного мира, окружающего человека.

Вопросы культуры речи всегда волновали нашу общественность. И это понятно. Очень остро встают эти проблемы сейчас, в наше трудное время, когда внимание к чистоте и правильности  языка — в силу целого ряда объективных причин — является явно недостаточным, прежде всего, со стороны средств массовой информации, кино и театра. Роль школы в ортологическом образовании учащихся в связи с этим оказывается особенно значительной.

Понятие об интонационной культуре.

В настоящее время при широком распространении по телевидению и радио спонтанно звучащего слова значения литературного произношения и правильного интонирования в процессе речевой деятельности менее важно, нежели словарь и грамматика.

Звучащая речь является основной формой существования языка. «Мы слушаем  говорящего сто раз прежде, нежели прочтем им написанное. Уже по оному этому умение говорить важнее всего прочего», — писал Ф.И. Буслаев.

Между тем, наблюдения за устной речью учащихся показывают, что ее звуковое оформление часто не отвечает элементарным требованиям литературной нормы. В устной речи школьников встречается неотчетливое произношение начала и конца слова, замена одних звуков другими, произношение слова с лишними, удвоенными звуками или их пропуском. Ученики допускают ошибки в постановке словесного и, особенно, логического ударения, они не умеют пользоваться интонацией как средством семантико-структурного разграничения предложений, передать интонационными средствами (общим тоном, темпом, громкостью и др.) смысловое и эмоциональное содержание высказывания.

Правильной организации звуковой стороны речи надо учить. Нельзя ограничить работу по воспитанию речевой культуры разрозненными замечаниями и поверхностными поправками чтения и говорения учащихся без определенной системы и связи. Работа должна быть целенаправленной и проводиться систематически. Она должна включать три уровня:

  • работу над звуками и сочетаниями звуков;
  • работу над словесным и логическим ударениями;
  • работу над интонацией.

Однако звуковая сторона речи является не только материальной формой ее существования, но и важным средством ее выразительности. «Даже отдельный звук, не говоря уже о какой-то их комбинации, может оказаться в речи выразительным.

Припомним, как трудно слушать речи скороговоркой или речь невнятную, когда отдельные звуки не «вырисовываются», произнесены без необходимой точности и четкости артикуляции». Одну и ту же по содержанию и структуре речь можно произнести по-разному. Так,  по замечанию выдающегося мастера устного рассказа Ираклия Андроникова,  «простое слово «здравствуйте» можно сказать ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, ласково, равнодушно, заискивающе, высокомерно. Это простое слово можно произнести на тысячу разных ладов …… Диапазон интонаций, расширяющих смысловое значение речи, можно считать беспредельным».

От звукового оформления зависит и правильность, и точность, и богатство, и выразительность нашей речи, ее способность оказывать определенное воздействие на слушателей. Поэтому работа над развитием устной речи школьников в качестве обязательного элемента включает работу над звуковой ее стороной. Не правы те, кто считает, что работа над звуковой стороной служит развитием только устной речи. Психологи утверждают, что интонация присуща не только внешней, звучащей речи, но и внутренней речи (речи «про себя»). Интонация внутренней речи пишущего регулирует отбор слов и их синтаксическую организацию в письменном тексте.

Следовательно, от уровня развития интонационной культуры зависит уровень развития связной устной и связной письменной речи учащихся. Это нельзя не учитывать при организации обучающей работы над связанной письменной речью (сочинением, изложением).

Важную роль играют интонационные навыки в правильном понимании и передаче смысла читаемого текста. «Читающий должен вычитать ту интонацию, которая вписана в текст сочинителем. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста», — писал Н.И. Жинкин.

Задание  «Подготовьтесь к выразительному чтению» является очень важным. Выразительное чтение как искусство звучащего слова непременно требует подготовки, и анализ текста (речеведческий,  языковой, стилистический, композиционно-содержательный) приводит ученика к пониманию, осмыслению авторского замысла. По тому, как ученик читает текст, мы можем судить о глубине его понимания. При подготовке к выразительному чтению идет работа над интонацией текста как целостного речевого произведения. Осмысленное чтение является результатом аналитико-синтетической работы над текстом, направленной на его понимание.

От уровня развития слуховой и произносительной культуры учащихся (четкость дикции, умение определять место ударения в слове) зависит их орфографическая грамотность. С работой над интонацией тесно связано формирование пунктуационной грамотности, поскольку «ритмомелодия» в устной речи и знаки препинания на письме часто выражают одни и те же смысловые отношения, вкладываемые говорящим и пишущим в высказывание.

Как показывают исследования детской речи, пунктуационная неграмотность чаще всего соответствует интонационной неразвитости устной речи учащихся, и наоборот.

Таким образом, работа над звуковой стороной речи, формирование орфоэпической и интонационной культуры являются основой, базой для развития грамотной письменной речи учащихся.

Ведущая роль в овладении учащимися культурой устной и письменной речи принадлежит преподавателям русского языка и литературы. Однако в своей работе учителя иногда больше внимания уделяют письменной речи и меньше устной (правильному произношению звуков, слов; выразительному чтению предложений, связного текста разных жанров и стилей), умению слышать речь. Такое обучение русскому языку недостаточно эффективно, потому что школьники не овладевают в необходимой мере всеми сторонами предмета, которые в той или иной степени взаимосвязаны. Особенно большое значение имеет единая система работы над устной и письменной речью при изучении синтаксиса и пунктуации. Учащиеся прочно усваивают эти важнейшие разделы курса русского языка, когда знакомство с материалом и его закрепление происходит на основе наблюдений над интонацией.

Е.А. Брызгунова справедливо определяет интонацию как «различные соотношения количественных изменений тона, тембра, интенсивности, длительности звуков, служащие для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний».

В «Словаре — справочнике лингвистических терминов» интонация определяется как «ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски».

Составными элементами интонации являются:

  1. Мелодика речи, осуществляемая повышением и понижением голоса во фразе (ср. произнесение повествовательного и вопросительного предложения);
  2. Ритм речи, то есть чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов (ср. речь прозаическую и речь стихотворную);
  3. Интенсивность речи, то есть сила речи или слабость произнесения, связанные с усилением или ослаблением выдыхания (ср. речь в комнатной обстановке и на площади);
  4. Темп речи, то есть скорость или медленность протекания речи во времени и паузы между речевыми отрезками (ср. речь замедленную и речь скороговоркой);
  5. Тембр речи, то есть звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки (тембр «веселый», «мрачный», и др.);
  6. Фразовое и логическое ударения, служащие средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе.

Придавая большое значение изучению в школе звуковой стороны речи, профессор Е.М. Галкина-Федорук писала, что и в высшей и в средней школе необходимо раскрывать «выразительную силу нашего языка, его благозвучность, своеобразный мелодический рисунок, ритмичность, различие и богатство нашей интонации, что придает чарующую музыкальность и создает общее впечатление красоты речи».

Вот почему необходима систематическая работа над интонацией на уроках русского языка, начиная с V класса.

Автор: :   Узбекова Айман Кенжекалымовна  преподаватель Талгарского колледжа Агробизнеса и менеджмента