Узбекова Айман  Кенжекалымовна

Преподаватель русского языка и литературы Талгарского колледжа агробизнеса и менеджмента

 Образование – вещь превосходная,
но хорошо бы иногда помнить, что ничему

из того,что следовало бы знать, научить нельзя.
Неизвестный автор
Насколько внимательны мы к нашим учащимся, насколько озабочены не формальным, а творческим его развитием, когда учащийся может выразить свои чувства, мысли, а через них – себя?

Обычно усилия педагогов направлены на то, чтобы ребята усвоили нормы, правила, установленные учебным заведением. Это важно, но не менее важно научить равноценно, высказывать свои чувства, думы, «склад и лад своей души».

Учитель стремится развивать интерес учащихся к самовысказыванию, не боясь при этом их «неприглаженной» речи, ошибок, неточностей. Готовы объяснять сложности, возникающие в учебном заведении, наличием у него психологических проблем. Как правило, так и есть. Учащийся, как и любой человек, стремится к реализации собственных потребностей, хочет чувствовать себя успешным, нуждается в безопасности, любви и признании. Но на его пути могут возникнуть самые разнообразные препятствия.

Из года в год учащиеся разительно меняются, и с этим нельзя считаться. И дело не только в составе группы, уровне развития учащихся, неповторимости их интересов, микроклимате общения. Дело в том, что время вызывает к жизни человека иного, чем вчера.

Сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова, так называемые слова-паразиты Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону. Классические паразиты — те, которые в организме или в природе живут за счет других. Паразиты же лингвистические живут своей жизнью, проникая в нашу речь, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон. Мозг человека, который слушает «обогащенную» паразитами речь, не осознаёт важности мысли, которую хотят до него донести. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться?

Кто же решает, что именно должен получить учащийся, проведя  свою жизнь в учебном заведении? По большей части теперь такой выбор совершает родитель, когда принимает решение, в идеале – осознанное, в какую среду отправить своего ребенка. Сегодня у него, в отличие от прежних времен, появилась какая-то альтернатива. Но выбор этот не так прост: кому-то трудно разобраться в том, что именно он хотел бы от учебного заведения для своего ребенка, кому-то сложно с первого взгляда определить, какой на самом деле является данное учебное заведение, кого-то ограничивают финансы, кого-то пугают расстояния. Большинство родителей все же пользуются «сарафанным радио», ориентируются на престиж или действуют по принципу «так будет проще для всех» и отдают ребенка в заведение во дворе, вообще не думая о высоких материях.

Как бы хотелось, чтобы это все оказалось распахнутой плотиной, из которой, якобы, в наши заросшие пруды, полувысохшие озера, жутко загрязненные реки хлынула чистая вода и неудержимым потоком подхватила сердца и умы наших детей, напоила бы их животворной водой , полной знания.

И вот затворы плотин подняты. Потоки устремились, смыв все преграды. Бушующая стихия вдруг оказалась почти неуправляемой и непредсказуемой. В любых революциях есть две тенденции: одна продвигает народ к освобождению от надоевшего ярма, другая, прикрытая трескучими фразами, ведет к утверждению новой элиты, которая навешивает на тот же народ обновленное ярмо. Это в своем «Дневнике» предсказывал еще гениальный Ф.М.Достоевский.

И вот кто-то умело держится на плаву и уверенно выгребает, заранее рассчитав курс на личную пользу, кто-то вцепился в случайный плот, на котором сбилась неизвестная группа, а кто-то уже пускает пузыри. А дети? Смотрят на потерявших ориентиры взрослых, растерянных родителей, на учителей, пытающихся как-то вывернуть курс по компасу, в котором мечется стрелка, и нетерпеливая и любопытная молодежь уже доверяется злонамеренным соблазнителям.

Учебное заведение, где воспитание не навязывается, где учащиеся могут выстраивать собственную личность, лишь ориентируясь на педагогическую модель, на принятые в заведении законы и правила, выигрывают вдвойне.

С одной стороны, она не берет на себя излишних полномочий, с другой, позволяет ученикам формировать свою индивидуальность, исходя из оснований, которые выберут они сами, которые, с большой долей вероятности, не будут противоречить ни их собственным ценностям, ни ценностям семейной системы. Такое учебное заведение, по словам одного очень мудрого учителя, не готовит детей к будущей жизни, она позволяет им жить прямо сейчас,  каждый день, получая не череду надоевших нравоучений, а опыт принятых решений, совершенных и осознанных ошибок, побед и поражений. Учебное заведение, где процесс активной жизни не менее важен, чем процесс образования и воспитания, дает детям больше, чем просто знания, она дает возможность получить бесценные уроки, которых нет ни в одном учебном расписании.

Ежесекундно до человека доходит огромное число раздражителей, однако он отбирает самые важные из них и игнорирует остальные. Он потенциально может сделать большое число возможных движений, но выделяет немногие целесообразные движения, входящие в состав его действий, и тормозит остальные. У него возникает большое число ассоциаций, однако он сохраняет лишь немногие, существенные для его деятельности, и абстрагируется от других, мешающих целенаправленному протеканию его мышления.

Осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием и принято называть вниманием.

Избирательный характер сознательной деятельности, который является функцией внимания, в равной мере проявляется и в нашем восприятии, и в двигательных процессах, и в мышлении, обеспечивая успешную и четкую работу нашего сознания. Если бы такой избирательности не было, количество неотобранной информации было бы так неорганизованно и велико, что наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется во всех познавательных процессах сознания, и выступает как деятельность, направленная на объект.

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, в полном смысле слова воспринимать окружающее. Как необходимое условие в окружающей действительности, внимание имеет большое значение для любой деятельности, особенно для обучения.

На уроках, где организация внимания учеников строится на основе чередования произвольного и непроизвольного внимания, усвояемость материала лучше, чем на уроках с актуализацией только произвольного внимания.

 

 

 

 

 

Автор:     Узбекова Айман Кенжекалымовна  преподаватель Талгарского колледжа Агробизнеса и менеджмента