Узбекова Айман  Кенжекалымовна

Преподаватель русского языка и литературы Талгарского колледжа агробизнеса и менеджмента

 

   Работа над словом на уроках развития речи

Актуальность исследования. Вопросы развития речи, повышения уровня культуры устной и письменной речи учащихся являются одними  из актуальных в современном обучении русскому языку.

Важнейшим направлением в решении этих вопросов является обогащение словарного запаса детей, который продолжает оставаться ограниченным, бедным.

Роль и значение текста в работе по обогащению словаря учащихся,  а следовательно, и по развитию речи и повышению уровня речевой культуры очевидны. Ведь именно в тексте проявляется значение слова и делается понятной его сочетаемость. Взгляды известных дореволюционных и современных филологов и методистов на роль художественного текста в процессе обучения родному языку позволяют сделать вывод, что анализ текста — это неотъемлемая часть общей работы по развитию речи и мышления учащихся.

В современной школе все чаще стали говорить о принципе коммуникативной направленности в обучении языку. Данный принцип связан с формированием в процессе лексического анализа текста языковой и коммуникативной компетенции учащихся. Если языковая компетенция включает знания школьников об отдельных лексических явлениях, то коммуникативная компетенция проявляется в умении и навыке отбирать лексические средства для порождения высказывания. Формированию языковой и коммуникативной компетенций учащихся способствует лексический анализ текста, который, с одной стороны, позволяет рассмотреть структуру, семантику, функции лексического явления, с другой стороны, художественный текст демонстрирует употребление слов в речи, позволяя тем самым повысить коммуникативную компетенцию учащихся.

Методическая система работы над словом в процессе анализа текста, ориентирована на формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся, следовательно, способствует становлению языковой личности.

При выборе текста следует принимать во внимание этапы работы над словом в процессе анализа текста, в котором  формулируются методические  и дидактические предпосылки работы над словом в процессе анализа текста. В процессе  учебной деятельности  должна быть  определенная последовательность в организации методической работы. При этом выявлено место слова в тексте и в лексической системе языка, пояснены особенности его употребления, характеризованы с эмоционально-оценочной и стилистической стороны по схеме 1.

 

Таблица 1

Взаимосвязь макроумений

и соответствующих им микроумений

Макроумения Микроумения
1. Аналитические
  • находить незнакомые слова в тексте;
  • различными способами толковать лексическое значение слов в тексте;
  • находить в тексте заданные лексические явления;
  • давать теоретическое обоснование каждому лексическому
    явлению;
  • устанавливать роль лексических явлений в тексте;
  • определять зависимость использования лексических средств от замысла автора и стилистических особенностей текста;
  • анализировать слово с точки зрения особенностей его
    употребления в тексте и в лексической системе языка;
  • проводить полный лексический анализ текста.
2. Репродуктивные
  • обнаруживать в тексте лексико-семантические и лексико-стилистические ошибки и исправлять их;
  • корректировать отбор лексических средств в соответствии с замыслом автора и стилистическими особенностями текста;
  • подбирать синонимы, антонимы к данному слову;
  • составлять словосочетания и предложения с заданным
    лексическим явлением по образцу и самостоятельно;
  • восстанавливать лексически деформированный текст;
  • переконструировать данный текст, выполняя лексические
    задания.
3. Продуктивные
  • отбирать нужные лексические средства для создания
    будущего высказывания;
  • целесообразно использовать лексические средства при создании текста определенного стиля;
  • коллективно и самостоятельно создавать тексты с учетом
    рассматриваемых лексических явлений;
  • писать творческое изложение с лексическим разбором текста;
  • редактировать написанное.

В зависимости от того, в какой словарь школьника (активный или пассивный) вводится слово, работу над этим словом можно представить в виде основных этапов на схеме 2.

Следовательно, алгоритм работы над словом можно представить следующим образом: текст —  слово- словосочетание- предложение- текст. От текста-образца, текста-иллюстрации, раскрывающего смысл слова, к языковым упражнениям, помогающим усвоить семантику и функционирование слов в речи, а от них – к созданию детьми собственных текстов – так выглядит процесс обогащения словаря учащихся.

Схема 1

Многоаспектный анализ слова

  1. Значение слова.
  2. Слово (по значению)

однозначное многозначное

прямое значение переносное значение

сравнение олицетворение эпитет метафора

  1. Подберите синонимы.
  2. Подберите антонимы.
  3. Подберите омонимы.
  4. Слово (по частотности употребления)

неологизм устаревшие

историзм архаизм

  1. Слово (с точки зрения сферы употребления)

общеупотребительное ограниченное в употреблении

диалектизм жаргонизм профессиональная лексика

термин профессионализм

  1. Слово (по выразительности)

нейтральное эмоционально окрашенное

  1. Слово (по происхождению)

исконно русское заимствованное

  1. Стиль, в котором употребляется слово.
  2. Особенности употребления слова в контексте.
  3. Роль слова в тексте.

 

 

Схема 2

Основные этапы работы над словом

Первичное восприятие текста
выделение слов из авторского текста для анализа
Слова в переносном значении, лишенные образности; образные средства языка, синонимы, антонимы, омонимы, заимствованные слова, эмоционально окрашенные слова Устаревшие слова, неологизмы, диалектизмы, термины, профессионализмы анализ лексики текста с включением заданий аналитического характера
анализ лексики текста с включением заданий аналитического характера
включение слов в собственные словосочетания и предложения (аналитико-синтетическая работа)
включение слов в собственный текст (синтетические упражнения)

На завершающем этапе обучения  можно использовать разработанную  схему лексического анализа текста. В процессе ознакомления учащихся с лексическими явлениями используются отдельные пункты предложенной схемы 3.

Схема 3

Лексический анализ текста

  1. Чтение текста.
  2. Толкование незнакомых слов.
  3. Слова в переносном значении, лишенные образности

Образные средства языка

Синонимы

Антонимы

Омонимы 1. Найти в тексте.

Устаревшие слова 2. Определить роль

Неологизмы в тексте, в создании

Диалектизмы образов, в создании

Термины стиля текста.

Профессионализмы

Заимствованные слова

Эмоционально окрашенные слова

  1. Стиль текста, лексические особенности стиля.

В процессе работы использовался теоретический и практический дидактический материал. К теоретическому дидактическому материалу относятся: теоретические сведения о слове и о тексте, сформулированные в виде правил, схемы анализа слова и текста, к практическому – учебные тексты и слова, наборы карточек с лексическими и текстовыми заданиями.

К каждому виду дидактического материала  сформулированы критерии отбора.

В исследовании  выделены следующие критерии отбора теоретического дидактического материала: а) критерий методической необходимости и достаточности, б) научности, в) доступности, г) преемственности и последовательности.

В методической системе  были использованы тексты-«препараты» (тексты, созданные для определенных целей) и «натуральные» тексты (тексты, первоначальный замысел которых был другим), которые по объему делятся на полные, компрессивные (сжатые) и адаптированные (специально обработанные) (классификация Т.С. Кудрявцевой.

Таблица 2

Система упражнений в процессе работы над словом

Пропедевтический этап Аналитические упражнения:

  • пропедевтические упражнения;
  • иллюстративные упражнения.
Репродуктивный этап Аналитико-синтетические упражнения:

  • закрепительные упражнения;
  • повторительно-обобщающие упражнения.
Продуктивный этап Синтетические упражнения:

  • творческие упражнения.

 

Разработанная  система упражнений направлена на формирование  у учащихся умений аналитического, репродуктивного и продуктивного плана. Аналитические умения можно оценивать по способности учащегося находить в тексте определенное лексическое явление (синонимы, многозначные слова, архаизмы и т.д.), давать ему теоретическое обоснование, репродуктивные – по способности самостоятельно подбирать нужные слова из своего словарного запаса, составлять словосочетания и предложения. Уровень сформированности продуктивных умений определяется способностью учащихся использовать изученную лексику в создании собственных текстов.

Система упражнений, используемых в работе над словом в процессе анализа текста на уроках развития речи, отражена в таблице 3.

Таблица 3 Система упражнений для работы над словом в процессе анализа текста Синтетические Творческие – написать сочинение, используя заданные слова или лексические явления в тексте; – изложение и пересказ с лексическим разбором текста; – сочинение на основе анализа данного текста; – редактирование с творческим дополнением текста.
Аналитико-синтетические Повторительно-обобщающие – подобрать синонимы, антонимы… к данному слову; – заменить повторяющиеся слова синонимами; – составить словосочетание, предложение; – отредактировать деформированный текст; – записать текст, подобрав к устаревшим словам современные синонимы; – вставить подходящие по смыслу слова и определить, какую роль они играют в тексте.
Закрепительные – проанализировать слово по схеме; – дать полный лексический анализ текста по схеме; – сгруппировать слова по заданным признакам; – составить словосочетания или предложения, используя образец или слова для справок.
Аналитические Иллюстративные – определить роль лексического явления в тексте; – определить изобразительно-выразительную роль слова в тексте; – записать словарную статью в словарик; – выписать данные формы из текста.
Пропедевтические – найти в тексте заданное лексическое явление; – объяснить лексическое значение слова; – дать теоретическое обоснование изучаемому лексическому явлению.

 

 

 

Автор:   Узбекова Айман Кенжекалымовна  преподаватель Талгарского колледжа Агробизнеса и менеджмента