Умение писать письма!

 

Я зачитался. Я читал давно.

С тех пор, как дождь пошел хлестать в окно.

Ведь головою в чтение уйдя,

Не слышал я дождя.

Я вглядывался в строки, как в морщины

Задумчивости, и часы подряд

Стояло время или шло назад,

Как вдруг я вижу…(Б.Пастернак)

 

Современный интеллигентный молодой человек не стесняется произнести: «Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню…». Ему и в голову не придет, что сознаваться в этом почти так же неприлично, как если бы он бесхитростно объявил: « Я, знаете ли, прочитать этого не сумею: грамоты не одолел…». Это факт: утрачено искусство писать , никто не занят обучением этому искусству. Достаточно в один из предпраздничных дней остановить лавину цветных открыток и изумиться убожеству текстов традиционных поздравлений.

Наши соотечественники, жившие в прошлом, умели и любили писать письма. Многие литературные произведения сохранили нам образцы этого искусства и сам процесс написания письма. Тогда не хватали открытку, чтобы вывести на ней торопливо «…и счастья в личной жизни!». Тогда перипетии этой «личной жизни» доверяли тщательно отобранным словам: уважая себя и своего корреспондента, перебеливая черновик, чтобы поиск слова, выразившего боль или радость, остался тайной писавшего, а читающий воспринял бы найденное – единственное.

Письма отражают характер человека, обнажают некоторые его черты, которые не видны в повседневном общении. Но письма в некотором роде и создают, формируют характер или, во всяком случае, его шлифуют. Ведь в письмах, как и в дневнике, человек сосредоточивается, сам себя как бы систематизирует и итожит, сам себя познает, объясняя себя  другому.

Кто и когда учит человека этой культуре? Постепенно утрачиваемой культуре – заметим это еще раз с глубоким сожалением и  с тревогой. Да, пожалуй, никто. Оттого она и уходит от нас все дальше. Оттого и говорят наши молодые люди с горделивым кокетством: «Я писем писать не умею. То ли дело по телефону потолковать!». Надо вернуть эпистолярную культуру нашей повседневности. Надо учить писать письма на уроках литературы. Надо разработать методику и ввести в качестве обязательной формы сочинение-письмо как одну из разновидностей сочинения на свободную тему. Да и не только на свободную, потому что в форме письма может быть написано и  собственно литературное сочинение.

Будем учить писать письма! Не дадим исчезнуть из литературной культуры ее громадного достояния: древнего, прекрасного, умного искусства человеческого общения – искусства письма.

 

 

Автор:   Узбекова Айман Кенжекалымовна – преподаватель ТКАиМ.

 

 

Образование может создать человека будущего!

 

Мы все наследники одной из древнейших цивилизаций. Наши предки, запечатленные в образах кентавров для всего древнего мира, были олицетворением стремительности, мужества, выносливости, считались лучшими стрелками, медиками, умели читать звездное небо. Они заложили основы кочевой цивилизации, которая совершенствуясь из века в век, подарило миру колесо, научила преодолевать пространства. Человек на коне был символом могущества.

Умей древние греки ездить верхом, то не пришлось, бы бежать марафонские дистанции и гибнуть на финише. Скорость и выносливость скакунов решали судьбы империй и народов. Кто быстрее доносил информацию, тот имел больше шансов выйти победителем. Поэтому гонец был неприкосновенен, и ему создавались все условия, чтобы нужная весть как можно быстрее достигла своей цели.

Будучи в новом столетии, хотим напомнить слова потрясателя Вселенной, хана Победителя – Женис-хана, в китайской транскрипции «Чингис-хана», признанный человеком второго тысячелетия: «Не забывайте никогда, что душой всякого дела является то, что оно было доведено до конца».

Завтра начинается сегодня. Нам выпала доля гонца, поэтому мы должны быть на коне. Не имея никакого права быть отставшими. Есть повод повторить: «промедление, смерит подобно».

Но давайте задумаемся над очень важным вопросом, почему, несмотря на получение одинаковых знаний, у многих учащихся встречается совершенно разное понимание смысла  жизни, добра и зла, справедливости и несправедливости. Определенную роль в судьбе человека играют – образование, знание, профессиональные навыки. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто, нельзя будет работать, приносить пользу. Значит, на человека ляжет тяжелейшая  и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком дела, нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно учащимся. Учиться нужно всегда.  Ведь вы знаете простые истины, перестанешь учиться  — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются, а образование 21 века требует радикальных изменений, которые позволили бы учащимся адаптироваться в быстро меняющемся мире, творчески реализовать себя в профессиональной деятельности.

Подрастающее поколение нуждается в поглощении информации, и чем больше, тем лучше. Но, нельзя забывать, что информация – это не подчиненный сотрудник, которого нужно держать в рамках. И не сырье, которое должным образом нужно обрабатывать, а энергия, пища для размышления, источник жизнеспособности организма.

Гармоничное развитие человека должно стать глобальной целью образования.

 

 

 

 

 

 

Автор: :   Узбекова Айман Кенжекалымовна  преподаватель Талгарского колледжа Агробизнеса и менеджмента