ПРОЕКТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

г.Алматы, учитель технологии Школы-гимназии №1

КРЫЖАНОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

Урок — исследование- интеграция

Введение. Актуальность работы.

В настоящее время Программа обучения учащихся по предмету «технологии для мальчиков» претерпела определённые изменения, а именно:

— для учащихся 5-х   и   7-х классов введён новый раздел изучения как «визуальное искусство» из предмета «изобразительное искусство», который забрал часть ресурса учебного времени отведённого на «технологию»;

— уменьшилось количество практических занятий;

— отсутствуют учебники для учащихся 10-х и 11-х классов;

— Программы и содержание учебников слабо соответствуют друг другу, нет ясности понимания содержания темы и чертежей (рисунков), особенно в цвете, всё «блёклое и нет требуемых размеров для познания сути явлений»;

— претерпела и коренные изменения домашняя обстановка у учащихся для выполнения ими домашнего задания;

Одна из ГЛАВНЫХ ПРИЧИН снижения успеваемости учащихся, по мнению подавляющего большинства учителей – это сокращение учебного времени в 2 раза, что отрицательно сказывается на степени усвоения учебного материала учащимися.

Произошли изменения и в состоянии учебно-материальной базы школьных мастерских и их возможностях:

— «миминизированное» финансирование потребностей со стороны первых руководителей или отсутствие такового по предмету;

— «изъятие и передача» в школах для других целей одного из двух положенных кабинетов (столярная или слесарная мастерская), перевод кабинета в «комбинированную» мастерскую без учёта особенностей выполняемых работ;

— укомплектованность инструментарием и приспособлениями на крайне низком уровне, кроме того — утеря (поломка) инструментария в школах по причине бесконтрольности со стороны  должностных лиц школ;

— естественное старение станочного парка, что также крайне отрицательно сказывается на выполнении учащимися практических работ, особенно привития художественного вкуса и эстетики;

— отсутствие ремонтной базы (специальных сервисных мастерских или единого центра) по ремонту учебного оборудования и станков;

— и полный нонсенс нигде не учитываются реальные!!! производственные возможности школьной мастерской, обеспеченность материалами и расходниками.

 

Цель работы заключается в реформировании и адаптации «классического» варианта построения работ по проектной деятельности учащихся и отчётности (оценивания) по нему в более гармоничный и отвечающий современным требованиям алгоритм, понятный как учителю – так и ученику.

Данный раздел разработан на основании:

  1. Закона РК от 09.04.16г. № 501-V. «Об образовании (с изменениями и дополнениями)».
  2. Постановления Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080 (далее – ГОСО РК 1.4.002-2012).
  3. Приказа МОН РК от 20.12.2012года №557 и от 08.11.2012года №500 (ТУП). анализа требований «Учебных программ по предметам образовательной области «Технология» для 5–9 классов общеобразовательной школы». г.Астана-2013г. (приказ МОН РК №115 от 03.04.2013г.).
  4. Учебников «Технологии для мальчиков» учащихся 5-х – 9-х классов.
  5. Анализа требований к уровню подготовки учащихся 5-9 классов и опыта коллег-педагогов:

— по материалам журналов «Школа и производство» № 3/1998; № 7 /2000.

— Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество детей». М-1998.

— Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении». — М, 2003.

— Канд. пед. наук Нагель О.И., Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся».- М, АРКТИ, 2003.

  1. Практического опыта и усреднённых результатов учащихся по видам деятельности.

 

ПРИМЕЧАНИЕ: критерии оценивания и отметки (оценки) деятельности учащихся даны без математических расчётов и анализов, только в готовом (суммарном) виде.

Содержание ОЦЕНОЧНОЙ СИСТЕМЫ по выполнению проектной работы должно быть неизменным в течение всего периода обучения учащегося. При этом условии обеспечивается объективная диагностика и возможная коррекция личностного роста обучаемого.   

Новизна работы:

  1. ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ творческого проекта – собраны воедино все критерии оценивания творческих проектов (ТП), а в разделе «Итоговая оценка» определены обязательные (ГЛАВНЫЕ) из них.
  2. Критерии имеют показатели в баллах, что упрощает процесс выведения оценки по разделу и итогу в целом. Впервые вводится пороговый уровень ЗУН (85%-80% на отметку «5»; 80%-75% на «4»; 75%-70% на «3»).
  3. В разделе «КАЧЕСТВО ИЗДЕЛИЯ (работы)» — конкретизированы параметры и ужесточены требования к изделию, введены дополнительные стимулирующие творческую мысль учащегося показатели.

 

Заключение.

Жизнь и практика педагогической деятельности заставляют преподавателей переходить на малотрудоёмкие (по времени) и менее художественные виды работ.

Отсутствие или частичное финансирование по приобретению инструментария и материалов, расходников сводят на нет художественную ценность изделий и глубину творческой деятельности учащихся.

Одно из направлений решения этой проблемы – это миниатюры и малые формы, изменение построения самого цикла обучения.

В ходе изучения проблемы проанализировано положение дел по привитию учащимся творческих навыков и художественного вкуса, методологии преподавания учебного материала, определены критерии оценивания работ. Даны оценки, установлены проблемы, указаны пути их решения.

Проведённая в 2014-2018 учебных годах в школе-гимназии №1 апробация отдельных элементом и в целом всей системы критериального оценивая деятельности учащихся ПОКАЗАЛА:

— свою актуальность, значимость и жизнеспособность, оценки у учащихся стали лучше (в среднем до 15% — в 8-11 классах; до 30% — 5-7 классах), результаты стабильнее;

— пороговый уровень ЗУН (85%-80% на отметку «5»; 80%-75% на «4»; 75%-70% на «3») –повысил меру ответственности учащихся за свою успеваемость;

— введение в разделе «КАЧЕСТВО ИЗДЕЛИЯ (работы)» дополнительных стимулирующих творческую мысль учащегося показателей – позволило частично решить вопрос художественной красоты и эстетичности изделия.

Подытоживая вышеизложенное, можно сказать, что учитель может объективно оценить работу учеников, если он изначально чётко определил цели и критерии оценки. И у учеников не будет вопросов, если они заранее знают условия оценивания.


 

ПОУРОЧНАЯ КАРТОЧКА № ______

по предмету «ТЕХНОЛОГИЯ,   ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД».

Тема урока:

Критериальное  оценивание  творческих

проектных  работ  учащихся.

 

 

 

 

 

Цель урока:

  1. Продолжить развивать волевые и эмоциональные качества обучаемых, способность отстаивать свою точку зрения, уверенность в своих силах; совершенствовать знание правил безопасности труда при обработке древесины и других материалов.
  2. Воспитывать у учащихся бережливость в расходовании материалов, аккуратность и точность в работе, творческое мышление, трудолюбие.

 

Оснащение урока:

— учебники «Технологии для мальчиков 6, 8, 9кл.»,  плакаты по теме;

— учебники «Художественный труд для мальчиков 5, 7кл.»;

— мультимедийный проектор, набор слайдов по теме выполняемых работ;

— верстак, столярные и слесарные инструменты, станки, приспособления, разметочные и чертёжные инструменты.

— план защиты творческого проекта, оценочные листы (бланки).

Время: 45 минут.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, география, биология, история Казахстана, всемирная история, самопознание.

Категория обучаемых: учащиеся 5-х — 11-х классов.

 

Тип урока: урок — исследование.

Объекты  исследований:

  1. готовые работы учащихся (различные изделия, поделки, модели);
  2. готовые рефераты учащихся по тематике изготовленных работ: различные изделия, поделки, модели.

 

 

 

ХОД  УРОКА.

  1. I. Организационный момент: 3 минуты.

— приветствие учащихся и проверка посещаемости, их готовность к уроку (письменных и чертежных принадлежностей, наличие и ведение тетрадей); назначение дежурных;

— проверка соблюдения техники безопасности труда, наличие и состояние рабочей одежды;

— текущий инструктаж по технике безопасности труда.

 

  1. II. Повторение пройденного материала: 5 минут.
  • Что такое творческий проект?
  • Как проводится защита проекта?
  • Составные части проекта и что представляется учащимся на защиту проекта?

 

III. Изложение программного материала: 10 минут.

Знакомство с темой и с целью урока.

1-й учебный вопрос. Показ презентации «Критериальное оценивание творческих проектных работ учащихся». Учащиеся знакомятся с новым материалом, задают по ходу урока вопросы. Обсуждение презентации.

Учитель даёт пояснения по теме.

 

Творческий проект — самостоятельная итоговая работа учащегося под руководством учителя, или другими словами — это контрольная работа по предмету «Технология».

 

 

 

 

 

К защите должны быть представлены:

  • — первое – реферат в файловой папке;
  • — второе – само изделие.

На сегодняшнем уроке исследовательская работа будет проводиться 4-мя специальными экспертными комиссиями, состоящими из 2-4 человек по двум направлениям:

— первое — изучаются готовые работы учащихся  (различные изделия, поделки, модели);

— второе — изучаются готовые рефераты учащихся по тематике изготовленных работ: различные изделия, поделки, модели.

Для выступления каждому ведущему эксперту дается 3-5 минут для выступления и оценки работ. После присутствующие могут задавать вопросы, высказывать свое мнение. Вопросы и объяснения должны быть по существу проектной работы.

Во время коллективного обсуждения докладов учитель должен предотвращать высказывание излишне резких и нелицеприятных оценок. Это очень важный воспитательный момент работы педагога.

Следует отметить, что не все учащиеся могут справиться с исследовательской работой. Как должен поступить учитель в этих случаях? Главное, не формировать у школьника комплекс неполноценности. Следует найти то, за что можно похвалить и такого ученика. Появившийся опыт обязательно приведет его к успеху в последующей работе.

 

 

2-ой учебный вопрос. ПРИМЕРНЫЕ  НОРМЫ  ОЦЕНКИ  ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Раздел I. Оценка оформления реферата проекта.     (вариант).

Критерии оценки баллы Показатели
1. Соответствие стандартам оформления 2 Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии. Шрифты, поля, орфография и грамматика.
2. Системность 1 Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда.
3. Лаконичность 1 Простота и ясность изложения.
4. Аналитичность 3 Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов.
5. Дизайн 1 Композиционная целостность текста, продуманная система выделения.
1 Художественно-графическое качество эскизов, схем, рисунков.
6. Наглядность информации 1 Видеоряд: графики, схемы, макеты и т.п., чёткость, доступность для восприятия с учетом расстояния до зрителей.
ИТОГО: 10

Отметка «5» ставится, если набрано по всем оцениваемым разделам  не менее «80%» баллов;

Отметка «4» ставится, если набрано по всем оцениваемым разделам  не менее «75%» баллов;

Отметка «3» ставится, если набрано по всем оцениваемым разделам  не менее «70%» баллов;

Отметка «2» ставится, если набрано по всем оцениваемым разделам  менее баллов, чем на отметку «удовлетворительно».

 

Раздел II. Оценка ЧЕРТЕЖА (эскиза) изделия.     (вариант).

Критерии оценки баллы
раздел «Графическая грамотность».
Вычерчивание рамки и основной надписи. Заполнение основной надписи. (название детали, материал, кто и когда выполнил). 2
раздел «Исполнение чертежа детали».
Построение осевых и центровых линий.

Обводка.

2
Определение количества видов на чертеже, главного вида.

Анализ геометрической формы детали.

1
Нанесение внешних (видимых) контуров детали. 1
Нанесение внутренних (штриховые линии) контуров детали. 1
Нанесение выносных и размерных линий. 1
Обмер детали (линейка или штангенциркуль) и нанесение размерных чисел.

Масштаб.

2
ИТОГО: 10

Отметка «5» ставится, если набрано по всем оцениваемым разделам  не менее «80%» баллов;

Отметка «4» ставится, если набрано по всем оцениваемым разделам  не менее «75%» баллов;

Отметка «3» ставится, если набрано по всем оцениваемым разделам  не менее «70%» баллов;

Отметка «2» ставится, если набрано по всем оцениваемым разделам  менее баллов, чем на отметку «удовлетворительно».

При выполнении эскиза необходимо соблюдать все правила, установленные стандартом ЕСКД для чертежей. В целях удобства эскизы выполняют мягкими карандашами на бумаге в клетку, совмещая осевые и контурные линии чертежа с линиями сетки бумаги.

 

Раздел III. КАЧЕСТВО  ИЗДЕЛИЯ или работы.     (вариант).

Оценка за качество изготовления изделия выставляется по следующим критериям:

— первый — Точность изготовления изделия;

— второй — Качество обработки поверхностей изделия;

— третий Дополнительный — оригинальность конструкции, практическая значимость.

 

ОСНОВНЫЕ критерии: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ критерии:
а) Точность изготовления изделия. 1. Оригинальность конструкции – 5 баллов.
б) Качество обработки поверхностей изделия. 2. Практическая значимость – 5 баллов.

 

ПЕРВЫЙ. Точность изготовления изделия.

ДОПУСТИМЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ точности изделий   (к концу 1 полугод)
классы Материал:    металл Материал:    древесина
5 класс 1,0……2,0 мм
6 класс 1,0……2,0 мм
7 класс 0,3…0,4 мм 0,5…0,8 мм
8 класс 0,1…0,2 мм 0,2…0,3 мм
9 класс 0,1 мм

Отметка «5» ставится, если точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска.

Отметка «4» ставится, если точность размеров изделия лежит в пределах 1/2 поля допуска.

Отметка «3» ставится, если точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска.

Отметка «2» ставится, если точность размеров изделия ниже, чем установленные на отметку «удовлетворительно». Учащийся допустил неисправимый брак.

 

ВТОРОЙ. Качество обработки поверхностей изделия.

Отметка «5» ставится, если качество обработки поверхностей изделия соответствует установленным требованиям.

Отметка «4» ставится, если качество обработки поверхностей изделия соответствует установленным требованиям, но имеется не более 1-го недостатка.

Отметка «3» ставится, если качество обработки поверхностей изделия соответствует установленным требованиям, но имеется не более 2-х недостатков.

Отметка «2» ставится, если качество обработки поверхностей изделия ниже, чем установленные на отметку «удовлетворительно». Учащийся допустил неисправимый брак.

 

ОБЩАЯ оценка за «КАЧЕСТВО  ИЗДЕЛИЯ (работы»).

Отметка «5» ставится, если точность изготовления изделия оценена на отметку «5», качество обработки поверхностей изделия не ниже оценки «4»;

Отметка «4» ставится, если точность изготовления изделия оценена на отметку «4», качество обработки поверхностей изделия «4»;

Отметка «3» ставится, если точность изготовления изделия и качество обработки поверхностей оценены на отметку не ниже «3»;

Отметка «2» ставится, если показатели ниже, чем установленные на отметку «удовлетворительно».

 

Раздел  ИТОГОВАЯ  ОЦЕНКА за творческую проектную деятельность.     (вариант).

Отметка «5» ставится, если набрано по всем оцениваемым разделам  не менее «85%» баллов;

Отметка «4» ставится, если набрано по всем оцениваемым разделам  не менее «80%» баллов;

Отметка «3» ставится, если набрано по всем оцениваемым разделам  не менее «75%» баллов;

Отметка «2» ставится, если набрано по всем оцениваемым разделам  менее баллов, чем на отметку «удовлетворительно».

ПРИМЕЧАНИЕ. Учащийся, имеющий неудовлетворительные оценки, по любому из ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ разделов «Реферат. Чертёж (эскиз). Качество изделия (работы)» оценивается как «Неудовлетворительно», независимо от остальных результатов защиты творческого проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-ий учебный вопрос.  Правила заполнения ОЦЕНОЧНОГО  ЛИСТА  изделия  творческого проекта.     (вариант).

Учитель даёт пояснения по заполнению бланков и выведению  Итоговой оценки.

№ п/п Показатели, критерии: ОЦЕНКИ: Баллы
5 4 3 2
I. Реферат. (мах-10)
II. Чертёж (эскиз). (мах-10)
III. Качество изделия (работы). (по допуску)
ИТОГОВАЯ  ОЦЕНКА:          

(Напротив каждого из критериев в графах под общим названием «Аспекты ПДУ» ставится оценочный балл.)

 

  1. IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 25 минут.

Распределение учащихся по группам и назначение ведущих экспертов.

Изучение в группах образцов творческих проектов (изделий) и рефератов, заполнение бланка оценочного листа, коллективное обсуждение результатов исследований.

 

СХЕМА

организации  работ  экспертных  групп.

 

тема исследования:  «Изучение готовых работ учащихся  (различные изделия, поделки, модели)».
группа «А»
группа «В»
тема исследования:  «Изучение рефератов учащихся по тематике изготовленных работ (различные изделия, поделки, модели)».

 

группа «D»
группа «С»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. V. Домашнее задание:
  2. Повторить по учебнику тему «Творческий проект».
  3. Завершить работу над своим Творческим проектом.

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

 

  1. VI. Подведение итогов урока: 2 минуты.

— напомнить тему и цель занятия, как они достигнуты и степень усвоения материала;

— провести анализ ошибок обучаемых и дать рекомендации;

— довести домашнее задание на следующий урок;

— определить оценку за данный урок, каждому обучаемому, по результатам оценочного листа;

— осуществить уборку рабочих мест (верстаков) и помещения мастерской.

 

 

 

Руководитель: ______________________ А. Крыжановский.