Этикет  и культура  речи   Программа спецкурса   для 1-4 классов

Составитель:  учитель начальных классов Ежова Валентина Николаевна   2018 год  Составитель: Ежова Валентина Николаевна, учитель начальных классов средней общеобразовательной профильной школы дифференцированного обучения № 17 города Павлодара.

Рецензент: Омарова Вера Константиновна, кандидат педагогических наук, профессор ПГПИ

Данное пособие содержит материал для проведения спецкурса «Этикет и культура речи», разработанный в соответствии с требованиями современных традиционных программ начальной школы, главной задачей которых является формирование у младших школьников коммуникативной компетенции. Позволяет обеспечить комплексной развитие речевой деятельности, а также формирование навыка грамотного письма.

Рекомендуется использовать учителям начальных классов.

 

Рецензия

на программу спецкурса «Этикет и культура речи» для 1 – 4-х классов

Ежовой Валентины Николаевны, учителя начальных классов высшей категории СОПШДО №17 города Павлодара

 

 

Освоение программного материала за курс начальной школы достаточно сложный процесс, так как модернизация содержания образования происходит в условиях значительного усложнения программных требований при одновременном сокращении количества учебного времени. Поэтому не вызывает сомнения актуальность содержания спецкурса «Этикет и культура речи» в связи с происходящими изменениями в сфере среднего образования и акцентирования внимания на воспитании культуры речи, речевого этикета в общении.

Предлагаемая программа спецкурса разработана в соответствии с требованиями современных традиционных программ начальной школы, главной задачей которых является формирование у младших школьников коммуникативной компетенции.

Предоставленный материал позволяет обеспечить комплексное развитие речевой деятельности, а также формирование навыка грамотного письма и речевого этикета.

Курс «Этикет и культура речи» для каждой возрастной категории рассчитан на регулярную работу с детьми в процессе специальных занятий по предлагаемой для каждого класса программе.

Объем учебной нагрузки рассчитан на 4 года, с 1 по 4 классы, 9 часов в год, всего 36 часов, что предполагает системное формирование и развитие у школьников способности в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность.

В основу построения курса ложится комплексный подход – тематическое планирование.

В практической части автор предлагает задания развивающего характера, составленные на основе учебной программы общеобразовательной школы (1 – 4 классы) Алматы РОНД (2003 год) и программы ИНОС «Рекорд», Москва.

Рекомендуется использовать учителям начальных классов.

 

 

Кандидат педагогических наук, профессор ПГПИ                          Омарова В.К.

Пояснительная записка

Речь человека – основное и главное орудие для обмена мыслями, для связи между людьми. Любое отставание в речевом развитии опасно, так как влечет за собой отставание в умственном развитии. Слово и мысль взаимосвязаны. Недаром древние греки говорили: «Кто не умеет говорить, тот не умеет мыслить».

Речь человека – показатель его интеллекта и культуры.

Ладыжинская Т.А. в работе «Речь, речь, речь» указывает: «Культура – культурный человек – культура речевого поведения неразрывно связаны и культура речевого поведения – проявление общей культуры». Поэтому высокая культура устной и письменной речи, умение пользоваться всеми выразительными средствами родного языка, стремление к тому, чтобы беречь и преумножать их, — долг и задача каждого из нас.

А поскольку сегодня в семье недостаточно уделяют внимание выработке вежливого речевого общения, забота об этом переложена на школу. Поэтому современная программа начальной школы предусматривает обязательное ознакомление учащихся с основными нормами речевого этикета и требует ввести новый курс «Этикет и культура речи».

Почему именно в начальной школе?

  • В этот период дети наиболее восприимчивы к новому, язык не засорен «вульгаризмами».
  • Учитель ежедневно, ежечасно наблюдает, корректирует речь детей.

Известный русский ученый А.М. Лешковский писал: «Там, где дети усиленно учатся говорить, …там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможности для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, т.е. умения говорить и слушать других. Основа культуры общения – соблюдение этических норм речевого поведения (речевой этикет). В этой связи можно говорить о широком и узком понимании речевого этикета. В широком смысле – это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего. В узком смысле – собственные речевые правила, которые определяют использование так называемых этических формул, т.е. слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет и т.д.

Курс «Этикета и культуры речи» для каждой возрастной категории рассчитан на регулярную работу с детьми в процессе специальных занятий по предлагаемой для каждого класса программе.

Курс рассчитан на один час в месяц.

ЦЕЛЬ КУРСА:

  • сформировать интерес к речевым занятиям и потребность в постоянном совершенствовании своей речи;
  • сформировать у школьников этическую культуру, т.е. образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предшествующих поколений.

В основу построения курса ложится комплексный подход – тематическое планирование. Выделены четыре темы:

1)   речевой этикет;

2)   основы этикета;

3)   этика отношений с окружающими;

4)   этика отношений в коллективе.

«Этикет и культура речи» включает три раздела:

  • Речь и её значение в жизни;
  • Текст;
  • Культура общения.

 

ЗАДАЧИ КУРСА:

  • Духовно-эмоциональное обогащение личности;
  • Усвоение языка как средства общения, умения работать с текстом;
  • Обучение умелой, искусной, эффективной устной и письменной речи;
  • Формирование и совершенствование общих речевых навыков: темпа, ритма, речи, дыхания, громкости, правильного интонирования;
  • Развитие связной речи, обогащение словарного запаса через формирование практических умений;
  • Воспитание культуры речи, речевого этикета в общении;
  • Развитие эмоциональной, эстетической, интеллектуальной сферы чувств учащихся;
  • Развитие рационально-логического мышления, творческого воображения, внимания, памяти;
  • Формирование нравственных, эстетических и этических норм поведения.

 

ТРЕБОВАНИЯ КУРСА:

  • В доступной форме раскрыть учащимся основные функции речи: речь является средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми, передачи информации, служит целям познания мира, является средством организации и планирования деятельности людей, воздействия на мысли, чувства и поведение людей.
  • На занятиях каждый ученик должен как можно больше говорить, тренировать свою речь, формировать свою нравственную оценку и самооценку.
  • Занятия должны быть тесно связаны с повседневной деятельностью детей, рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребёнка в мир добрых отношений, дел.
  • Занятия должны проводиться в увлекательной форме, быть эмоциональными, методически разнообразно построенными, насыщенными примерами и конкретными фактами.
  • Содержание занятий должно способствовать прямому и опосредованному включению детей в осмысление и практическое решение актуальных, нравственных проблем.
  • В структуру каждого занятия должна быть включена занимательная часть (использование заданий развивающего характера).

 

Обучение этикету и культуре речи предполагает:

  • Введение в активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов;
  • Формирование умения выбирать нужную этикетную формулу с учетом ситуации общения.

 

В основе обучения лежит ролевой принцип. Речевое поведение определено ролевой позицией участника общения, на осознание которой направлены различные ролевые задания и упражнения, ролевые игра данного курса.

 

 

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ, ФОРМИРУЕМЫЕ СПЕЦКУРСОМ

ЗНАТЬ:

  • Устная и письменная речь как средство передачи, общения;
  • Свойства устной речи (тембр, темп, громкость); особенности стихотворной речи (ритм, рифма);
  • Художественная, разговорная речь, речь газет;
  • Мимика и жесты;
  • Устный рассказ, веселый рассказ, подробный и сжатый пересказ;
  • Текст, его виды, тема текста (узкая, широкая), границы текста, основная мысль, опорные слова, структура текста, аннотация, цитата;
  • Сравнительное описание, выдуманный и невыдуманный рассказ;
  • Композиция, сжатое изложение;
  • Родословная, биография, автобиография.

 

УМЕТЬ:

  • Определять формы речи, её особенности;
  • Работать с текстом, определять тип текста, делить его на части, выделять опорные слова, озаглавливать текст, определять и различать тему, основную мысль текста; составлять аннотации, работать со словарем;
  • Проявлять степень готовности к литературному творчеству, созданию текстов собственного сочинения с выражением морально-этической оценки поведения персонажей (составлять устный рассказ, считалки; сочинять загадки, сказки; писать сочинения, изложения);
  • Проявлять навыки культуры речевого поведения во время телефонного разговора;
  • Пересказывать подробно и сжато текст;
  • В соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинения, приветствие, прощание, отказ, приглашение, поздравление и т.д.;
  • Оценивать мотивы поведения персонажей, выражать собственную оценку их действий и событий;
  • Выделять в истории своей жизни основные сведения, рассказывать о себе, своих предках.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Речь и её значение

Тема 1. Что такое речь?

Сведения речи, состоящей из связанных по смыслу предложений; понятие об устной и письменной речи, их сходство и различия; об основных требованиях к речи — точность, выразительность, вежливость, правдивость. Значение речи в жизни человека: средство общения, средство передачи мыслей и чувств, средство организации и планирования деятельности людей, средство воздействия на чувства людей.

Тема 2. Свойства устной речи. Скороговорки.

Понятие о тембре – окраске голоса; представление о темпе речи. Формировать умение говорить в различном темпе (быстро, медленно, нормально), на скороговорках. Понятие о скороговорке. Формировать начальное представление о грамотности устной речи, умение использовать грамотность в зависимости от ситуации.

Тема 3. Особенность стихотворной речи. (ритм, рифма)

Считалки, загадки, стихи.

Понятие о ритме, рифме (особенности стихотворной речи). Познакомить с тем, что большинство считалок – это небольшой стихотворный рассказ (в шуточной форме) с определенной задачей – найти ведущего. Выявить языковые особенности считалок. Пробудить желание сочинять свои считалки, загадки, стихи. Познакомить с приемами конструирования загадки.

 

Тема 4. Роль мимики и жестов в устной речи.

Общее понятие о мимике, о  жесте. Роль жестов и мимики в устной речи. Назначение мимики и жестов в определенных ситуациях. Мимика и жесты, мешающие пониманию речи.

 

Тема 5. Устная речь (говоримого) и озвученная письменная речь.

Составление устного рассказа.

Понятие о собственно устной речи (говоримой) и об озвученной письменной речи (написанный текст). Помочь осознать, что собственно устной речью можно назвать только речь говоримую, что бывает ещё и озвученная письменная речь (когда читают написанный текст) и что их задача – научиться говорить свободно («не по бумажке»). Научить составлять устный рассказ по образцу с опорой на картинку.

 

Тема 6. Разговорная речь. Разговор по телефону.

Понятие о разговорной речи. Правила поведения во время разговора. Формировать навыки культуры речевого поведения во время телефонного разговора.

 

Тема 7. Художественная речь, её особенности.

Понятие о художественной речи, её особенности и значение. Речь, в которой словами рисуется то, о чём человек хочет сказать, называют художественной. Особенности художественной речи – когда человек пользуется художественной речью, его задача в том, чтобы тот, кто будет слушать или читать, увидел нарисованные картины так же, как видит человек, почувствовал то же, что чувствует человек.

Тема 8. Речь газет. (Знакомство с детской газетой, фотографии в газете)

Понятие о речи газет. Познакомить с детской газетой, научить ориентироваться в её материале. Познакомить с фотографиями в газете, с подписями к ним, выявить их назначение.

 

Раздел 2. Культура общения

 

Тема 1. Формы словесной вежливости

(приветствие, прощание, благодарность, извинение, отказ, просьба)

Понятие о формах словесной вежливости (приветствие, прощание, благодарность, извинение, отказ, просьба). Ввести в словарь учащихся эти новые эпические формы обращения, научить употреблять их в зависимости от ситуации.

Тема 2. Правила поведения. Формы вежливого поведения.

Понятие о формах вежливого поведения: дома, в школе, на улице, в транспорте, в гостях, в общественных местах. Учить вежливому  поведению детей.

Тема 3. Как себя во время разговора?

Понятие о правилах поведения во время разговора. Распознавание вежливого и невежливого поведения.

Тема 4. Как вежливо приглашать? Как правильно составлять поздравления?

Понятие о приглашении, о поздравлении. Познакомить с особенностями построения вежливого приглашения. Познакомить с тем, как правильно составлять поздравление.

Тема 5. Родословная

Понятие о родословной, вызвать интерес к своей родословной, учить рассказывать детей о своих предках.

Тема 6. Один день в твоей жизни.

Вызвать желание рассказать о себе, учить умению рассказать о себе, незнакомых людях.

Тема 7. Твоя биография.

Понятие  о биографии, автобиографии. Учить детей выделять в истории своей жизни основные факторы, сведения. Познакомить с особенностями построения биографии.

 

Раздел 3. Текст

Тема 1. Текст. Тема текста. Границы темы текста. Узкая, широкая тема.

Понятие о тексте, о  теме текста, о широкой и узкой теме. Сформировать умение определять тему текста, практическим путем познакомить детей с широкой и узкой темой.

 

Тема 2. Заглавие текста. Основная мысль текста. Аннотация.

Понятие о заглавии текста, показать соответствие между содержанием и его заглавием. Понятие об основной мысли текста. Определение основной мысли в тексте, где она прямо не сформулирована. Показать, что основная мысль может быть выражена в заглавии, прямо сформулирована в тексте, вытекает из изложенного. Понятие об аннотации (разновидностью сжатого изложения.). Аннотация – сжатое сообщение о теме и основной мысли произведения.

 

Тема 3. Выделение в тексте непонятных слов. Знакомство со словарями. Словарные игры.

Показать, что в тексте встречаются слова, значение которых неизвестны, убедить детей, что такие слова надо уметь замечать; познакомить со словарем. Научить работать с ними. Познакомить со словарными играми и их значением – развивать внимание к слову.

 

Тема 4. Опорные слова. Сочиняем сказку по опорным словам.

Понятие об опорных словах. Знакомство с опорными словами. Научить сочинять сказки по опорным словам, развивать их творческое воображение.

 

 

Тема 5. Типы текста. Цитата. Вывод.

Знакомство с тремя типами текста – повествование, описание, рассуждение. Понятие о цитате в рассуждении, её назначение. Понятие о выводе в рассуждении. Структура рассуждения.

 

Тема 6.Сравнение. Правило сравнения. Сравнительное описание.

Понятие о сравнении, раскрыть суть операции сравнения. Сравнивать два предмета – это, значит, определить, чем они похожи и чем различаются. Познакомить с основным правилом сравнения. Сравнивать предметы можно только по одному и тому же основанию (цвет с цветом, форму с формой и д.т.). Понятие о сравнительном описании. Познакомить с особенностями построения сравнительного описания.

 

Тема 7. Невыдуманный и выдуманный рассказы. Композиция.

Понятие о выдуманном и невыдуманном рассказах, как о текстах , в которых говорится о случае, действительно происходящем с рассказчиком.

Понятие о композиции невыдуманного рассказа – как можно начать, продолжить и закончить невыдуманный рассказ.

 

Тема 8. Пересказы.

Понятие о пересказе, о сжатом пересказе. Научить подробно пересказывать небольшой текст.

 

Тема 9. Изложение. Сжатое изложение.

Понятие об изложении, о сжатом изложении. Закрепить умение сократить текст.

Тема 10. Весёлые рассказы.

Понятие о весёлом рассказе; познакомить с весёлыми рассказами; показать, что делают писатели, чтобы рассказ стал весёлым.

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

«Речь, её значение» — 9 ч

№ п/п

п/т

Тема Дидактический материал/

задание развивающего характера

Кол-во

часов

1 1 Что такое речь? Кроссворды, загадки, шарады, ребусы

№1

1
2 2 Свойства устной речи. Скороговорки(тембр, темп, громкость) Шарады, слово рассыпалось, анаграммы, весёлые стихи                                            №2 1
3 3 Особенности стихотворной речи (ритм, рифма).

Считалки, загадки, стихи

Грамматическая арифметика, слово рассыпалось, анаграммы, весёлые стихи

№3

1
4 4 Роль мимики и жестов в устной речи Шарады, кроссворды, загадки, крылатые слова и выражения                                     №4 1
5 5 Устная речь(говоримого) и озвученная письменная речь.Составление устного рассказа Грамматическая арифметика, шарады, анаграммы, загадки                                   №5 1
6 6 Разговорная речь. Разговор по телефону Шарады, крылатые слова, кроссворды, слово рассыпалось                                     №6 1
7 7 Художественная речь, её особенности Рифма, наборщик, кроссворды, шарады         №7 1
8 8 Речь газет (знакомство с детской газетой, фотографии в газете) Шарады, весёлые звуки, занимательные вопросы, словарь                                       №8 1
9 9 Обобщение   1

2 КЛАСС

«Культура общения» — 9 ч

№ п/п №п/т Тема Дидактический материал/

задание развивающего характера

Кол-во

часов

1-2 1-2 Формы словесной вежливости?(приветствие, прощание, благодарность, извинение, отказ,просьба) Шарады, словарь, кроссворды, загадки

№9

Шарады, наборщик, анаграммы, загадки

№10

2
3-4 3-4 Правила поведения. Формы вежливого поведения(дома, в школе, на улице, в транспорте, в гостях, общественных местах) Словарь, занимательные вопросы, волшебные квадраты, кроссворд            №11

Кроссворды, загадки, словарь, слово рассыпалось                                              №12

2
5 5 Как вести себя во время разговора? Шарады, кроссворд, наборщик, рифма                                                                      №13 1
6 6 Как вежливо приглашать? Как правильно составлять поздравления? Волшебный квадрат, шарады, словарь, занимательная модель                             №14 1
7 7 Об употреблении лишних слов  Шарады, анаграммы, игра Деда-Буквоеда  №15

 

1
8 8 Что значит – ты хочешь быть красивым?

Чувство времени

Наоборот, найди слово в слове, словарь     №16

 

1
9 9 Обобщение   1

 

3 КЛАСС

«Текст» — 9 часов

№ п/п №п/т Тема Дидактический материал/

задание развивающего характера

Кол-во

часов

1 1 Текст. Тема текста. Границы темы текста. Узкая, широкая тема Шарады, загадки, словарь, наборщик

№17

1
2 2 Заглавие текста. Основная мысль текста. Аннотация Занимательные вопросы, анаграммы, игра Деда-Букваеда                                          №18 1
3 3 Выделение в тексте непонятных слов. Знакомство со словарями. Словарные игры Шарады, кроссворд, путаница, словарь

№19

1
4 4 Опорные слова. Сочиняем сказку по опорным словам Шарады, загадки, игры Деда-Букваеда

№20

1
5-6 5-6 Типы текста (повествование, описание, рассуждение). Цитата  Шарады, слово рассыпалось, кроссворд, доскажите слова                                      №21 2
7 7 Сравнение. Правило сравнения. Сравнительное описание Загадки, шарады, игры Деда-Букваеда

№22

1
8 8 Невыдуманный и выдуманный рассказы. Композиция Шарады, словарь, игры Деда-Букваеда, запутанное письмо                                   №23 1
9 9 Обобщение   1

 

4 КЛАСС

«Текст», «Культура общения» — 9 часов

№ п/п №п/т Тема Дидактический материал/

задание развивающего характера

Кол-во

часов

1 1 Пересказы

(подробный, сжатый)

Загадки, анаграммы, шарады, ребусы

№24

1
2 2 Изложение. Сжатое изложение Шарады, кроссворд, игры Деда-Букваеда

№25

1
3 3 Сочинения. Сочиняем сказки Шарады, занимательные вопросы, ребусы, наборщик                                                  №26 1
4 4 Весёлые рассказы  Наборщик, рифма, игры Деда-Буквоеда, занимательные вопросы                         №27 1
5 5 Родословная Шарады, загадки, наборщик, кроссворд

№28

1
6 6 Один день в твоей жизни Анаграммы, ребусы, шарады, грамматическая арифметика                  №29 1
7 7 Твоя биография Ребусы, шарады, грамматическая арифметика                                               №30 1

 

8 8 Ты и твои товарищи. Об обязанности и точности Шарады, загадки                                      №31 1
9 9 Обощение   1

 

 

Литература:

 

  1. «Воспитание культуры поведения в начальных классах», Р.Г. Гурова.
  2. «Этические беседы в начальных классах».
  3. «Это стоит запомнить». А.Дорохов.
  4. «Азбука вежливости». Гангус.
  5. «Формирование литературного произношения у младших школьников» Бондаренко, Каленчук.
  6. «Речь младших школьников и пути ее развития». Львов.
  7. «Секреты орфографии». Троник.
  8. «Этическая грамматика в начальных классах». А.И.Шемшурина.
  9. «Развитие речи учащихся младших классов». Политова.
  10. «Культура поведения школьника». О.С.Богданова.