Ильясова Гульжазира Актуреевна

кандидат юридических наук, профессор

Карагандинский государственный университет им. Академика Е.А. Букетова

 

О КАЧЕСТВЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ КАЗАХСТАНА

 

 

В статье автором предлагается необходимость введения в учебную программу элективных курсов в вузах в целях подготовки конкурентоспособных  специалистов на рынке труда. Такое направление дает возможность самостоятельного создания индивидуальной траектории обучения студента. В целях повышения качества преподавания  элективных курсов в высших учебных заведениях указаны эффективные методы проведения лекционных и практических занятий с использованием различных интерактивных методов на примере элективных курсов гражданско-правового цикла для студентов юридического факультета.

 

 

Повышение качества юридического образования в Казахстане в настоящее время ориентировано на спрос со стороны наиболее динамичных отраслей экономики, работодателей, социальной сферы жизнедеятельности общества, формированием развития инновационных форм образования. Подготовка специалистов должна осуществляться с учетом общегосударственных нужд и перспектив развития государства. Получая заказ от заинтересованных работодателей, мы сможем развивать профориентацию, внедряя в учебный процесс, например, дополнительные элективные курсы.

С момента внедрения кредитной технологии в 2002-2003 учебном году на юридическом факультете Карагандинского государственного университета имени академика Е.А. Букетова были разработаны элективные курсы по согласованию с работодателями. Изучение элективных курсов направлено на развитие у студентов творческого мышления, навыков применения полученных знаний на практике, получения и обработки необходимой информации с целью ее критического анализа, умения находить оптимальные пути решения проблем и принимать решения, связанные с реализацией задач в профессиональной деятельности.

Элективные курсы – специальные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. Элективные курсы составляют компонент образовательного учебного плана. Их внедрение должно быть направлено на создание условий для: самоопределения каждого обучающегося относительно профиля обучения и будущего направления деятельности; удовлетворения индивидуальных образовательных интересов и потребностей студента; подготовки адаптированных к практической деятельности специалистов, обладающих фундаментальными знаниями и исследовательскими навыками; построения индивидуальных образовательных траекторий.

Анализ проведенных исследований и практика организации учебно-воспитательного процесса в университете  свидетельствуют, что заложенные в Государственных стандартах возможности в циклах общеобязательных, базовых и профилирующих дисциплин способствуют подготовке такого выпускника, который бы отвечал потребностям работодателей и был конкурентоспособным  специалистом на рынке труда. Именно в русле такого подхода к реализации задач  государственного значения во многих вузах Казахстана совершенствуются учебные планы и типовые программы в целях обеспечения условий для более основательной профильной подготовки студентов на основе реализации вариативного содержания образования через введение дисциплин по выбору – элективных курсов. Несомненная значимость заключается в том, что они позволяют оперативно учесть требования рынка труда и потребности студентов, по назначению использовать научный потенциал профессорско-преподавательского состава.

В соответствии с ГОСО Республики Казахстан «Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения» изменена структура образовательной программы высшего образования [1]. В связи с этим в 2011-2012 учебном году в КарГУ внедрена модульная система обучения, где в модульном рабочем учебном плане объем часов элективных курсов по отношению к базовым дисциплинам составляют 70 процентов. Однако, как свидетельствует анализ реальной практики обучения, сегодня проводимая в этом направлении работа, не отличается высоким уровнем научной направленности, а предлагаемая преподавателями тематика курсов по выбору и элективных курсов, зачастую, не имеет профессиональной значимости. Одна из серьезных причин заключается в том,  что специалисты – ученые и практики, не имея педагогического образования и необходимых методических наработок, создают авторские программы, которые носят сугубо теоретический характер, либо связаны только с овладением определенными практическими навыками.

В Казахстане внедрение кредитно-модульной системы также сталкивается с определенными проблемами. Следует согласиться с мнениями Н.С. Ахметовой и А.В. Турлаева, которые отмечают, что многие вузы в республике не имеют необходимой методической и научной базы для внедрения кредитно-модульной системы, что приводит, зачастую, к простому подражанию западным образовательным технологиям [2, 25].

Таким образом, проблема обеспечения качества преподавания элективных курсов в условиях кредитной системы обучения необходимо решить на основе мирового опыта по внедрению кредитно-модульной системы образования в соответствии с Болонской декларацией, с учетом потребностей работодателей и возможностей высшего образования. Для этого состав элективных учебных курсов согласно требованиям должен периодически пересматриваться с учетом практических потребностей работодателей, академических интересов студентов, а также последних достижений науки.

Для повышения качества перподавания элективных курсов, по нашему мнению, в каждом курсе целесообразно рассматривать единство и различие теоретических основ и практического закрепления в законодательстве основных институтов отраслей права.

Лекционные занятия должны быть построены на сравнительном анализе теоретических положений и практических закреплений, также необходимо использовать индуктивный, дедуктивный методы и методы синтеза и анализа. Наиболее эффективной формой проведения занятий является лекция-собеседование. При этой форме достигаются цели и задачи подготовки специалистов, ориентированных на принятие самостоятельного решения на основе собственного мнения. Также это формирует навыки публичных выступлений на основе собственного анализа изучаемой проблемы, поскольку требует от студента овладения навыками тактического и стратегического мышления, нестандартного  подхода в решении поставленных задач. Для закрепления данных задач нами проводятся занятия, на которых студенты докладывали самостоятельные работы в рамках промежуточного контроля.

Можно отметить, что выступления отдельных студентов, к примеру по элективным курсам гражданско-правового цикла вызывали теоретический и практический  интерес. Наибольший отклик вызывает анализ ситуаций, связанных с заключением и исполнением договорных обязательств, правовой  статус юридических лиц, теоретические разработки по отдельным институтам гражданского права.

Практические занятия проводятся также в форме собеседования. В качестве эксперимента было проведено занятие с использованием психологических тестов с целью самопознания.

На наш взгляд, одной из главных целей при подготовке юристов является   качественное изменение уровня проведения занятий, повышение активного восприятия научного, теоретического материала, инициативность, вовлеченность в процесс познания и изучения, развитие навыков объективного восприятия информации. В этой связи на практических занятиях наиболее эффективны интерактивные методы: мозговой штурм, круглый стол для проведения дискуссии, самопрезентации, деловые игры, моделирующие реальные ситуации по анализу законодательства. Вероятно, эффективной должна стать работа с нормативными актами, комментарий статей, толкование отдельных положений закона. Обсуждение научных работ современных правоведов и ученых прошлых лет также должно использоваться как средство формирования научного и понятийного аппарата.

Качество обучения в первую очередь определяется дисциплиной, способностями к инновациям, креативностью мышления, высокой потребностью в обучении. При отсутствии этих составляющих сложно прогнозировать успешное обучение.

Стоит отметить, что профессия юриста сопряжена с публичной деятельностью, поэтому ораторское искусство, искусство красноречия должно развиваться на основе юридической терминологии. Достигать лаконичной, четкой, обоснованной, аргументированной речи возможно при развитом правовом структурированном логичном мышлении.

Высокий уровень писаных актов также возможен лишь при наработке навыков, присущих образованному, грамотному и компетентному специалисту в области права. Даже разработанные шаблоны и клише подлежат верному использованию в письменной форме.

В рамках изучаемого курса публичные выступлении и письменные работы должны стимулировать  обучающихся.

Вероятно, для большего эффекта целесообразно приглашать для проведения занятий  специалистов-практиков.

 

Список литературы:

 

1 «Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения» Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 мая 2011 года № 6976 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1100006976

2 Ахметова Н.С., Турлаев А.В. Внедрение модульной системы в образовательные программы высших учебных заведений Республики Казахстан // Материалы республиканской научно-методической конференции «Практический аспект юридического образования. Актуальные проблемы и перспективы развития» 18 мая 2012 год. – Караганды, РИО «Болашак-Баспа», 2012. – С. 21-26