Критериальная система оценивания достижений учащихся

Кожакова Ж.М.-Целиноградский район СШ №1 им.Р.Кошкарбаева а.Косшы.

Стратегии формативного оценивания в учебном процессе.

Важную роль в развитии Казах­стана занимает образование. В нашей стране создаются все условия для получения его на уровне высокого качества. Президент отметил «В стратегии «Казахстан – 2050», чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны быть высокообразованной нацией». Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

В этом, я считаю, заключается актуальность данной темы. Сегодня очень много говорится о повышении учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Соответствует требованиям современного общества механизмом, который учитывает индивидуальные и возрастные особенности является формативное оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для обучения.

Актуальность изучения процесса оценивания определяется проблемами, которые возникают в процессе контроля. Изучение процесса оценивания деятельности учащихся показало, что отсутствуют четкие, научно выверенные положения, которыми могли бы руководствоваться педагоги. Чаще всего педагоги в своей деятельности по оцениванию деятельности учащихся исходят из своих интуитивных представлений. В результате этого процесс оценивания носит произвольный характер.

Сегодня очень много говорится об индивидуализации учебного процесса, повышении учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Наиболее соответствующим требованиям современного общества механизмом, который учитывает индивидуальные способности учащихся и их возрастные особенности является формативное оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для обучения.

Формативное оценивание – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня

Особенность использования техник формативного оценивания заключается в том, что это оценивание, которое  используется в повседневной практике ежедневно, ежеурочно, а это означает, что учитель и ученики могут влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения. Кроме того, формативное оценивание применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя. Учителя смогут оценить значение формативного оценивания для развития учащихся после прочтения литературы и каждодневного сотрудничества со своими учениками внести его в свое преподавание.

Применение методологии формативного оценивания становится одним из важнейших критериев системы оценки работы учителя. Использование методов формативного оценивания помогло моим учащимся выработать навыки самостоятельной работы, работы в группе, у них появился интерес к учебе, повысилось чувство взаимопомощи, коллективизма.

Какой бы теме ни был посвящен урок, понимаешь, что он должен способствовать развитию учащихся. Каждый урок требует глубокого осмысления целого ряда вопросов: и самый главный из них: -Как правильно оценить знания ученика? Да, это простое и доступное средство вызвать соревнование между детьми, осуществлять промежуточную и итоговую аттестацию, готовить статистику и отчетность. Но с другой стороны, каждый учитель оценивает знания учащихся, исходя из своих интуитивных представлений. Выставление оценки зачастую портит отношения между учителем и учениками.

 

Особенности техник формативного оценивания заключаются в использовании аналитических инструментов и приемов для измерения уровня усвоения, прогресса учащихся в процессе познания. Результаты такого оценивания можно применять для выработки рекомендаций по улучшению обучения и учения. Техники формативного оценивания можно подразделить на несколько условных групп или видов.

Примеры техники формативного оценивания на всех уроках:

Техника «Сигналы рукой». Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах: ƒ

Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)

Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)

Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)

Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:

(1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;

(2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;

(3) слово предоставляется тем, кто все понял.

Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?» Обязательно предлагается выслушать несколько ответов. По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную мини-работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по дальнейшей работе.

Светофор.

У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы: К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли): – Что вы поняли? К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки: – Что вам не понятно? По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

Так же можно оценивать выполнения домашних заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею, жёлтый – я затрудняюсь, красный – требуется помощь.

 

Лесенка.

Ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал урока: нижняя ступенька — не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Обобщение в одном слове.

Учитель дает учащимся задание: «Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно обобщает тему».

Незаконченное предложение». Учащиеся должны закончить предложение, например,

На уроке мне было важно и интересно…

Сегодня на уроке я понял…

Хотелось бы узнать…

Этот вид работы часто использую на этапе урока «Рефлексия» как в устной, так и письменной форме. Эту технику можно сделать не только в форме таблицы, но и форме руки, где на каждом «пальце» написано начало предложения, которое необходимо продолжить.

Стратегии формативного оценивания:

Быстрое изложение алфавита- Каждому ученику выдаются различные буквы алфавита и ученик должен собрать слово, которое начинается с буквы, имеющее отношение к изученной теме.

Круг, Треугольник, Квадрат- Ученики могут нарисовать геометрические фигуры или учитель может раздать уже заготовленные фигуры . На фигуре круга ученики пишут , то что они недостаточно поняли. На фигуре треугольника, они будут писать, то что им интересно. На фигуре квадрата, они пишут о том, с чем они согласны.

Внутри-Вне круга- Ученики образуют внутренний и внешний круг , где становятся напротив своих партнеров. Учитель задает вопрос , ученикам дается время для дачи ответа своему партнеру. Следующий шаг, ученик с внутреннего круга двигается влево. Учитель задает другой вопрос и круг повторяет свои перемещения пока не будут отвечены все вопросы.

Рефлективный журнал- Ученики пишут свои рефлексии об уроке, чему они научились на уроке, что вызвало у них трудность, стратегии которые им помогают или другие темы , связанные с уроком. Ученики могут рефлексировать и обучаться на уроке .Читая ученические журналы, учителя могут идентифицировать урок и индивидуальные ошибки для исправлений, также как их успех.

Выходной билет-Каждому ученику выдается билет для заполнения перед выходом из кабинета с ответами на вопросы:Что самое важное я узнал сегодня? Какие вопросы у меня еще есть? Эти билеты необходимо отдать учителю когда ученики выходят из кабинета Учитель использует информацию для дальнейшего действия.

 

                                

 

Литература:

  1. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся.//Начальная школа.
  2. Век Х. Оценки и отметки. – М., 1984.
  3. Блэк П.и Уильям Д. «Черный ящик: что там внутри? Оценка знаний учащихся как способ повышения эффективности учебно-воспитательно­го процесса»
  4. М.В.Короткова, М.Т.Студеникин. Практикум по методике преподавания истории в школе.Москва.,2000г.
  5. Программа курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан (2012)