Применение приемов и стратегии  на уроках

                          русского языка и литературы

 

Кто творит добро, обладает   совестью, чей честен труд и искренни намерения, тот и есть истинный человек.

Шакарим   Кудайбердиев.

 

Истинным человеком, творящим добро в этом мире, поистине можно назвать учителя.   Труд учителя нелегок.  Но когда видишь,  что не напрасно прошёл сегодняшний  день, не зря потрачено время и в глазах моих учеников горит огонь, забываешь обо всех трудностях и невзгодах. То как ты научил, чему ты научил, результаты твоих учеников зависят от нашей повседневной работы, которая полностью направлена на воспитание и развитие учеников.

Современный мир стремительно развивается. Развитие науки, технологий, коммуникаций влияют на социально-экономическое становление  общества. Жизнь в постиндустриальном — информационном обществе, выдвигает свои современные требования. Уровень знаний и навыков должен соответствовать времени. Педагог в современном мире должен сам креативно мыслить, уметь проводить интересные уроки, а также быть способным разрабатывать свой стиль преподавания и обучения, который бы заинтересовал учеников. После окончания курсов повышения квалификации учителей,  разработанные Центром педагогического мастерства, при АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Факультетом образования Кембриджского Университета, увидела свой профессиональный рост, овладела новой технологией преподавания.

До посещения курсов моё мнение было консервативным, не отказываясь от лучших традиций нашей школы, от учителей, дающих  знания, можно развить высокоразвитую личность.

После окончания курсов мнение полностью изменилось. Мой опыт работы в школе не раз доказывал,  имея хорошие знания, ученики испытывают затруднения в применении этих знании в  повседневной жизни, а также в работе с информацией, поступающей из разных источников и в различной форме. Умение добывать нужную информацию, овладение новыми информационными технологиями, умение сотрудничать и работать в группах готовят учеников к активному участию в жизни общества. На мой взгляд, если мы, педагоги, изменимся сами и будем работать по-новому, сможем вырастить поколение людей, компетентных во всех сферах жизни, знающих свою  культуру,  способных влиять на происходящее.  Курсы помогают нам педагогам усовершенствовать педагогическую практику, не передавать готовые знания ученикам, а научить их самостоятельно добывать информацию. Результат обновленной программы, с которой нас ознакомили на курсах, заключается в том, чтобы мы педагоги стали креативными и  творческими, а  ученики наши критически мыслящими и умели самостоятельно учиться.

Моя задача тому, как учиться, желание самостоятельно работать и развиваться.  Развитие этих способностей  в дальнейшем  помогут найти свое место в жизни. Познакомившись с  модулями Программы курсов, с моделью компетентного учителя в современном мире, сделала выводы, что существуют новые продуктивные формы и методы работы с учениками, которые повышают мотивацию учащихся к предмету. Мои уроки стали интересными и эффективными, так как при планировании  учитываю  знания, навыки, желания учеников самостоятельно работать, применяю технологии критического мышления, одним словом, создаю условия для сотрудничества. Дифференцированные задания подбираю  с учетом уровня подготовленности и возрастных особенностей учеников. На уроках   литературного чтения во 2 классе использую разные типы вопросов и задании в соответствии с уровнями познания и мышления по таксономии Блума.

Приём «Ромашка» Блума. Чтение рассказа  Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» с использованием разных типов вопросов. «Ромашка» состоит из шести лепестков, вопросы соответствуют уровням мыслительных навыков. Первичное восприятие текста — чтение   учителем или учащимися. Проверка восприятия и применение знаний – вопросы по содержанию рассказа.

Простые вопросы. Зачем индус пошел со своим слоном в лес? Как ручной слон помогал хозяину? Почему вдруг слон перестал слушаться хозяина? Отвечая, на вопросы ученики называют факты, вспоминают и  воспроизводят текст.

Уточняющие вопросы. Вы говорите о том, что слон почуял тигра? Как? Хозяин ведь никого не заметил? Такие вопросы дают возможность ученикам вспомнить и объяснить факты, которых нет в тексте, но ученики об этом знают.

Интерпретационные вопросы. Почему индус назвал себя дураком?        Почему он весь свой хлеб отдал слону? Такие вопросы устанавливают причинно-следственную связь, и ученики самостоятельно демонстрируют знания.

Творческие вопросы. Что бы случилось ,если бы хозяин не обратил внимания на поведение слона?  Вопросы развивают творчество учащихся, раскрывают тему и идею произведения.

Оценочные вопросы. Как вы относитесь к поступкам героев?  Над чем заставляет задуматься рассказ? Такие вопросы помогают ученикам оценить поступки героев, событий.

Практические вопросы. Как бы вы поступили на месте героя рассказа?

Над чем заставляет задуматься рассказ? Устанавливается связь  между теорией и практикой. Можно провести дискуссию, где каждый в группе может высказаться ,оценить и делают выводы.

Обучение, основанное на диалоге между учащимися, учителем и учениками развивает собственное мышление. Александер (2004) утверждает, что беседа в обучении является взаимным процессом и на этой основе продвигают обучение ученика вперёд. В своей практике применяю все три типа бесед. Беседа — дебаты очень интересны, но не приемлемы на уроках русского языка и литературы, они очень уместны при проведении классных часов. Участники дебатов расходятся в мнениях, каждый приходит к своему решению. Проведение кумулятивной и исследовательской беседы в группе и в паре наиболее продуктивны, так как учащиеся работают над одной проблемой, обмениваются знаниями, обосновывают ответы. Более сильные  ученики оказывают взаимопомощь в усвоении знании слабым учащимся. Это способствует сплочению коллектива.

При решении задач на уроках математики в начальных классах можно применить исследовательскую беседу при решении задач. Чтобы решить задачу учащиеся должны её понять, произвести анализ задачи, найти скрытые вопросы, определить порядок действий, здесь и уместна исследовательская беседа.

На уроках литературы применяю приём «Толстые и тонкие вопросы». Диалогическая беседа способствует развитию и пониманию темы и идеи произведения. Когда звучат вопросы «высокого порядка», видишь, как ученики учатся анализировать информацию, сравнивать, рассуждать. А также важно использовать в беседе вопросы «низкого порядка», потому что в классе есть учащиеся с разными возможностями. «Толстые и тонкие вопросы» оформляем в виде таблицы. Использование «толстых и тонких вопросов», позволяют учащимся выражать свое понимание темы, помогает им осознавать и аргументировать разные идеи, обмениваться мнениями.

Критически мыслить — это умение находить неординарное решение вопроса, проблемы , самостоятельно собирать нужную информацию, аргументировать, анализировать, доказывать, делать выводы и обобщать.

Технология развития критического мышления применима на всех уроках. Основу технологии составляет структура урока, состоящая из трёх этапов: стадии вызова, осмыслении содержания и стадии рефлексии.

На уроках русского языка применяю «Приём ЗХУ». Данный приём разработан Донной Огл. Интересен приём тем, что можно учащихся нацелить на самостоятельное изучение темы. Так, при изучении темы «Однородные члены предложения» в 8 классе, ученики заполняют 1 – ый столбик – ЗНАЮ.  Записывают, что знают по теме. (Однородные члены предложения могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения). Ставят вопросы к теме урока  до её изучения и заполняют 2 — ой столбик — ХОЧУ УЗНАТЬ. Идет работа в группе, обмен информацией, мнениями. После осмысления производят запись в 3-ий столбик — УЗНАЛ.

Для развития навыков работы с информацией на уроках литературы применяю методику Эдварда де Боно « Шесть шляп мышления». Это простой и практический способ развития навыков критического мышления для более объективного восприятия темы урока. Во время работы над темой учащиеся работают с информацией, находят возможности, анализируют проблемы, творчески мыслят, учатся обобщать. При  изучении произведения «Белый пароход» Ч. Айтматова в 7 классе класс делится на 6 групп.

«Белая шляпа». Сообщают о героях произведения (о мальчике, о старике Момуне и  других героях ), рассказывают легенду о Рогатой матери — оленихе . Выясняют ,что мы знаем о героях ,о сюжете , о теме произведения.

«Красная шляпа». Учащиеся рассказывают о внутреннем мире мальчика, о его эмоциональном состоянии; о сказке, которую придумал сам, о его друзьях и врагах.

«Черная шляпа» -критическое исследование. Учащиеся анализируют проблему:   « Почему мальчик , свято веривший деду, в его легенду о Рогатой матери –оленихе ,  решил превратиться в рыбу и уплыть ?» Высказывают свое мнение , делают выводы.

«Жёлтая шляпа ». Учащиеся ищут положительные моменты  в ситуации ,где дед Момун выстрелил в  олениху из-за безысходности. Учащиеся доказывают и оправдывают поступок деда. Он сотворил зло во имя доброты.

«Зеленая шляпа». Задание дано ученикам творческого характера.  Ч.Айтматов оставляет незавершенным произведение «Белый пароход», придумайте концовку произведения. Учащиеся могут предложить неординарный конец повести ,  возможные альтернативные варианты , и  дадут возможность по — новому посмотреть на героев и события.

«Синяя шляпа». Учащиеся этой группы составляют вопросы по всему произведению «Белый пароход». Чтобы обобщить знания, сделать выводы, сфокусировать мышление  .  Вопросы могут быть о внутреннем мире мальчика, о взаимоотношении героев, о роли  человека в мире природы и т.д.

Метод «Шесть шляп мышления» один из эффективных методов обучения критическому мышлению. В ходе  работы развиваются навыки наблюдения, умение  анализировать ,  интерпретировать,  делать выводы.  Применение метода на уроках обогащает мышление , развивает творческие способности  , способствует  всестороннему  развитию  личности.

Все педагоги имеют  понятие  о суммативном  оценивании. За урок мы должны  опросить и выставить оценки 50% учащимся. Формативное оценивание для меня было что-то новое. Как проверить чему обучились мои ученики? Поняли ли они тему  урока? На эти вопросы можно ответить  при внедрении в учебный процесс  формативное  оценивание.

Оценивание для обучения  даёт мне  возможность  оценить уровень усвоения материала моими  учениками, увидеть  смогла  ли реализовать ,поставленные цели урока ,какие методы и приёмы  выбрать в дальнейшем для достижения необходимого уровня. А ученики  могут отметить для себя , что им удалось выполнить верно ,а  какие затруднения они испытывали во время работы над темой урока.

Процесс обратной связи необходим, чтобы мы смогли увидеть всю картину учебного процесса. Правильно ли подобраны задания с учётом возрастных особенностей  учеников, не затрудняются ли они при  выполнении какого-то  задания, а может наоборот задание слишком легкое , нужно ли  пересмотреть методы и приёмы на более эффективные. Наблюдая за деятельностью учеников,  за тем как они выполняют задания,  в устной форме комментирую их действия. Устанавливая   устную обратную связь,  создаю ситуацию успеха, ученик верит в свои силы и способности ,  а это  положительно влияет на учёбу.

На уроках  применяю приёмы «Хайку», «Цветовой индекс» ,«Телеграмма» и т.д.

Приём «Хайку».  На этапе рефлексии при обобщении темы в 6 классе «Фразеологизмы», каждый ученик отвечает на вопросы, используя фразеологизмы.

Примерные вопросы:

1.Кем ты себя ощущал на уроке?

2.Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

3.Понравился ли тебе урок?

Примерные ответы:

1.На уроке я был белой вороной. На уроке я был как стреляный воробей.   2.Работал спустя рукава.  Работал,  засучив рукава.                                             3. Чувствовал себя как не в своей тарелке. Был как рыба в воде.

Применение приёма  «Хайку»  развивает не только мыслительную деятельность  учеников , они  закрепляют тему  урока ,а также  оценивают себя сами. А передо мной после проверки ответов учащихся вырисовывается  картина ,  которая позволяет установить письменную  обратную связь и определить  уровень усвоения темы урока.

Самооценивание и взаимооценивание являются одними из главных компонентов ОдО. Ученики наряду с учителем активно участвуют в  процессе обучения. На моих уроках не только я  оцениваю деятельность учащихся, но и сами ученики оценивают  друг друга. Оценивая друг друга ученики повторяют , закрепляют изученный  материал и  в то же время анализируют собственный уровень знаний, видят пробелы в знаниях . Взаимооценивание  уместно проводить при работе в паре, в группе .Дети самые  честные , справедливые участники учебного процесса , а значит и работы будут оценены объективно. В начальной школе при взаимооценивании  применяю смайлики, различные цветовые фигуры , картинки,  которые способствуют   созданию  благоприятной атмосферы  в группе. Самооценивание  является важнейшим показателем развития личности. Уже с начальных классов   приучаю учеников объективно оценивать свою деятельность. Ученики при самооценивании становятся самостоятельными, активными , учатся анализировать. Применение на уроках приёма «Райтинг» даёт возможность ученикам объективно себя оценить, увидеть свои пробелы в  знаниях. Завершив работу, ученик сам себе ставит оценку. Эту же работу оцениваю я , оценка ставится через дробь.

Для себя  сделала вывод : процесс образования улучшится если буду   применять  различные виды  критериального оценивания, развивать самостоятельность, активность и создавать условия для успешного усвоения материала

Использование ИКТ в преподавании  позволяет применять разнообразные формы и методы работы, облегчает учителям обеспечить понимание учащихся научных понятии.   ИКТ в школе представлена оборудованием: сотовые телефоны, портативные устройства, компьютеры, ноутбуки, интернет. В своей практике  применяю методику «Проектной деятельности» на уроках литературы. Учащиеся самостоятельно создают видеоролики, презентации, проекты по сюжету произведения или    героям произведений. Так, на  итоговом уроке русской литературы в 10 классе по произведению   Л.Н. Толстого «Война и мир» ученики подготовили презентацию, где сравнили образы героинь Н. Ростовой и Элен. Была проведена проектная работа по теме : « Исторические личности в романе-эпопее» . В 9 классе каждая группа выступила на уроке с презентациями «Галерея образов в произведении   Н.В. Гоголя «Мёртвые души». В 7 классе  демонстрировали индивидуальные презентации по женским образам из поэмы Н. А. Некрасова  «Русские женщины».

Моя роль,  как  учителя, заключалась в том, чтобы дать правильное направление, оказать помощь  в отборе нужной информации и корректировке материала. А ученики  самостоятельно  подбирают материал, в группе  обсуждают ,обмениваются мнениями , редактируют и только после такой огромной и плодотворной работы  показывают презентации. Применение ИКТ повышает творчество учащегося, развивает интеллектуальные способности и метакогнитивную осведомленность.

Работу с одаренными и талантливыми детьми  проводила  до прохождения курсов. Это и опережающие задания ,  и проектная работа ,и слайдовые презентации с использованием интернет ресурсов . Подобные задания необходимы одаренным учащимся ,они развивают высокие интеллектуальные способности, а также стимулируют получению глубоких знаний.

Преобразить свою жизнь можно только одним путем — изменив свое мышление. (Джозеф Мэрфи).

Освоение Программы и применение на практике новых технологии изменило мое мышление, вырос профессиональный уровень и улучшился процесс обучения. Выросли интересы и  стремления  учеников   узнать больше. Но нужно еще найти  способы работы  с отстающими учениками, научиться строить урок так ,чтобы все ученики были задействованы, создать свой индивидуальный стиль обучения.

Использованная литература

Alexander, R. (2004 ) Преподавание диалогической речи : переосмысление                бесед в классе.Cambridge :  Dialogos  UK.

Руководство для учителя .  с. 144   АОО  «Назарбаев Интеллектуальные школы» 2016 г.

Р.Мишра, М.Кёлер(2006) Технологическое педагогическое содержательное знание :  структура для знания учителя.

Организация учебно-воспитательного процесса на основе новых подходов в обучении. Методические рекомендации. АО №Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» ИПК г. Алматы. 2013г.