Воспитание нравственности и патриотизма в начальных классах

Хаустова Светлана Ивановна

Учитель начальных классов школы-лицея

№ 131 имени Б. Момышулы

Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым людям, помогут в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек — личность, и сердечная теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину. Покой отчего дома, уют школьного кабинета, надёжные наставники — учителя, родители, все неравнодушные люди в состоянии помочь младшим школьникам стать настоящими патриотами нашей страны. Вместе — мы сила, которая способна творить чудеса, которая способна преодолевать любые вершины. Патриотизм — наша мощь, которая поможет всему миру говорить о нашей стране с уважением, как о стране с глубокими национальными корнями и способной чтить традиции предков.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Все эти чувства в большей степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса — все это в равной степени формирует у детей симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где они живут. Чем прочнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они на формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту, патриотизма, как чувства долга перед народом, перед Родиной. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Опираясь на то новое положительное, что появилось в психике ребенка, начальная школа пытается формировать чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. С малых лет необходимо дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире. Тот, кто работает с младшими школьниками, хорошо знает, насколько трудно сформировать у детей 7-10 лет хоть какое-то представление о малой и большой родине. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Значимость воспитания детей, особенно остро, обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства.

Патриотизм — одна из наиболее важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости и ответственности за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Задача учителя — четко организовать занятия по данной тематике. Здесь потребуется творческий подход, а умение использовать на своих мероприятиях особенности культурно-исторических традиций не только той страны, в которой проживают, но и другие регионы. Одной из оптимальных форм проведения такого занятия является внеклассное мероприятие. Целью занятий является: введение детей в историю своей культуры, содействие принятия ими следующих качеств: любовь к своей родине, милосердие, толерантность, уважение к своей культуре. Учащиеся в начальной школе достаточно восприимчивы к усвоению ценностей и нравственных норм, и этот факт нужно в полной мере учесть. Такие занятия помогают формировать не только патриотические и гражданские чувства, но и личность.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей независимости, неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

 

Список литературы:

 

  1. Воспитание патриота. Б.Ф. Павлов, А.Н.Хузиахметов. – 2004г.
  2. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». – 2000 -2010г.