Тема: «Краткая история и виды орнамента.

Казахские национальные орнаменты (виды, стилизация и мотивы)»

 

 

 

 

 

 

Учитель художественного труда

Квирквия Любовь Григорьевна

 

СОШ №34

 

 

 

План урока, раздел ДПИ Школа: ШК № 34
Дата: Ф.И.О. учителя: Квирквия Л Г
Класс: 5 Количество присутствующих: отсутствующих:
Тема урока Краткая история и виды орнамента.

Казахские национальные орнаменты (виды, стилизация и мотивы)

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 5.1.2.1 — изучать и определять особенности произведений искусства, ремесла и дизайна казахской национальной и мировой культуры
Задачи урока ·         Способствовать закреплению и расширению знаний о произведениях национальной культуры, ДПИ;

·         Способствовать формированию знаний об особенностях декоративно прикладного искусства Казахстана;

·         Способствовать развитию творческих способностей и технологических умений при выполнении орнамента;

·         Способствовать формированию у учащихся активного и ответственного отношения к жизни, активизации самопознания и самообразования;

·         Дать учащимся представление о ремёслах и профессиях в сфере ДПИ.

Критерии успеха Знает что такое декоративно – прикладное искусство;

Правильно определяет особенности произведений национального ремесла и ДПИ Казахстана;

Умеет обоснованно излагать свою мысль;

Умеет аккуратно работать;

Соблюдает технику безопасности при работе с инструментами.

Языковые цели Пәнге тән лексика мен терминология:Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.Многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Сәндік-қолданбалы өнер — Декоративно – прикладное искусство – Decoratively – applied art, Бұйым – изделие – product,Технология изготовления — manufacturing techniques,Ырғақ – ритм – a rhythm,Сызық – линия — the line

Привитие ценностей ·         Труд и творчество

·         Патриотизм

Стратегии Круг дружбы, Лидер-ведомый.
Межпредметные связи ·         Математика, История Казахстана, ИЗО, технология, музыка, самопознание.
Навыки использования ИКТ Развитие навыков работы с интернет ресурсами.

Презентация на интерактивной доске.

Предварительные знания Выполняет предварительные эскизы и зарисовки орнамента

Активизировать уже имеющиеся знания через выполнение практических заданий.

Ход урока
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
начало урока

0-5мин

Приветствие. Учитель знакомит учащихся с темой и целью урока.

Разминка: Нарисуйте на полях тетради символ мира на нашей планете в вашем представлении.

Рассмотреть интересные варианты, полученные у учащихся. Что такое «символ»?

— Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в сказочную страну Декоративно-прикладного искусства и ремёсел. Но чтобы нам попасть в сказочную страну необходимо ответить на следующие вопросы –

1.Что объединяет предметы стоящие на столе?2.В КАКИХ ТЕХНИКАХ вЫПОЛНЕНЫ ИЗДЕЛИЯ?3.Спомощью каких материалов выполнены работы?

разнообразные изделия декоративно-прикладного искусства.

 

Приложение 1

 

 

А.Х.Маргулан Казахское народное прикладное искусство /А.Х.Маргулан — Алма-Ата: Онер. Т. 1.-1986.-256 с. Т. 2.- 1987.-288 с. Т. 3.-1987.-288 с.

Литература о ДПИ Казахстана и народов мира.

http://bilu.kz/ornament.php

Казахский орнамент

казахский национальный орнамент. Зарисовки художника Е.А.Клодта

 

Творчество

 

ресурсы для выполнения практических заданий: А3/А4 формат, цветные карандаши, бумаги, линейка, ножницы.

Альбомы для исследовательских работ, наблюдений, для выполнения эскиза.

 

 

 

 

 

Середина урока

5-10мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15-20мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики знакомятся с основными видами декоративно – прикладного искусства казахского и других народов РК.

Вывод- определение-  ДПИ повторить.

Работа с таблицами – работа в группах-Провести классификацию произведений ДПИ по материалу, по технике выполнения

Учитель включает презентацию – виды орнаментов.

Учащиеся знакомятся, изучают орнаменты в национальном стиле. Мотивы, цвет.

Более подробное знакомство с казахскими национальными орнаментами— работа по учебнику стр.28-31(виды орнамента, мотивы, особенности орнаментальной композиции в казахском народном творчестве).Для выявления знаний о казахских национальных орнаментах ученикам можно задать следующие вопросы:

·         название каких орнаментов вы знаете?

·         какие виды орнаментов применяются в одежде и ковроткачестве?

·         какие способы выполнения орнаментов вы знаете?

Учитель предлагает назвать предметы из окружения с использованием орнамента.

Вывод –определение орнаментаОрнамент- это узор,составленный из ритмически чередующихся элементов – записать в тетрадь.

Практическая работа №1.

Учащиеся исследуют формы, смысловое содержание орнамента. Ведут записи наблюдений в рабочей тетради.

После самостоятельного исследования, учитель демонстрирует способы выполнения орнамента, объясняя понятия «симметрия и ритм», особенности орнаментальной композиции.

Упражнение на понимание «ритм» учащиеся в группах располагают заготовки в виде геометрических фигур: квадрат, треугольник  и другие варианты. Составляют «ритм», симметрию Дифференциация: простой, средний и сложный орнамент.

Физкультминутка-Под музыку «Кюй Курмангазы» изображают орнаменты в движении (танцуют).

Практическая работа №2.

Формат: А3/А4

Техника выполнения:Аппликация – это создание художественных изображений путем вырезания и наклеивания. Учащиеся используют шаблоны.

У нас гостях красавица, которая желает принарядиться. Поможем ей. Звучат отрывки из «Кыз Жибек». Красавица желает выбрать головной убор (саукеле), обувь, сумочку. Каждая группа получает заготовки из бумаги: форма сапожока, форма в виде головного убора, Форма сумочки.

Задание: украсить подходящим орнаментом

Вводный инструктаж

Перед тем как приступить к выполнению аппликации, необходимо правильно организовать рабочее место, обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований при орнаментировании, декоре орнаментом изделий.

Вспомнить правила безопасного труда при использовании ножниц. И соблюдать эти правила во время работы.

1.соблюдай порядок на своём рабочем месте.
2.Ножницы клади кольцами к себе.
3.Подавай ножницы кольцами вперёд.
4. Не оставляй ножницы открытыми.
5. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

Текущий инструктаж учителя  Учитель показывает образцы  по ходу выполнения учащимися практической работы

При украшении изделий орнаментом следует соблюдать следующие правила:

1.Орнамент должен соответствовать объёму и форме изделия.

2. Орнаментальная композиция должна соответствовать фону основы по цвету.

3.Узоры располагают симметрично.

4.Орнамент должен соответствовать требованиям композиции по расположению узоров и цветовому решению.

Стратегия: Лидер-ведомый (в группе есть один учащийся, у которого лучше получается в технике орнаментирования. Он является лидером и помогает остальным выполнять практическую работу )

Практическая работа выполняется в группах.

Фоновое сопровождение — казахская национальная музыка.

Целевые обходы:

1 обход – с целью проверить, все ли учащиеся приступили к работе.

2 обход – проверить организацию рабочего места и соблюдение правил ТБ.

3, 4 обходы – с целью оказания помощи.

5 обход – с целью приема работы.

Заключительный инструктаж.

Анализ ошибок и их причины (оценить каждую работу,  учитывая аккуратность и правильность выполнения  орнаментальной аппликации.)

Оценивание: Оценивает работы красавица, выбирая себе лучшие наряды и аксесуары Обсуждение работы, выбрать «Самая креативная композиция», «Самое аккуратное исполнение»

Рефлексия  1. Вопросы; дди, мотивы, орнамент, симметрия

2.На листе бумаги и показать настрокние. Голубой — символ неба

Красный — солнце, огня

желтый — разума

черный — земли

зеленый — молодости, весны

надо высказать свое мнение.

– для меня было важным и интересным…Ж

– по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию. Ч

– мне было трудно (мне не понравилось). Б

– для меня было недостаточно З

Конец урока

40-45мин

Убрать рабочее место.

 
План урока, раздел ДПИ Школа: ШК № 34
Дата: Ф.И.О. учителя: Квирквия Л Г
Класс: 5 Количество присутствующих: отсутствующих:
Тема урока Краткая история и виды орнамента.
Казахские национальные орнаменты (виды, стилизация и мотивы)
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 5.1.2.1 — изучать и определять особенности произведений искусства, ремесла и дизайна казахской национальной и мировой культуры
Задачи урока • Способствовать закреплению и расширению знаний о произведениях национальной культуры, ДПИ;
• Способствовать формированию знаний об особенностях декоративно прикладного искусства Казахстана;
• Способствовать развитию творческих способностей и технологических умений при выполнении орнамента;
• Способствовать формированию у учащихся активного и ответственного отношения к жизни, активизации самопознания и самообразования;
• Дать учащимся представление о ремёслах и профессиях в сфере ДПИ.
Критерии успеха Знает что такое декоративно – прикладное искусство;
Правильно определяет особенности произведений национального ремесла и ДПИ Казахстана;
Умеет обоснованно излагать свою мысль;
Умеет аккуратно работать;
Соблюдает технику безопасности при работе с инструментами.
Языковые цели
Пәнге тән лексика мен терминология:Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.Многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Сәндік-қолданбалы өнер — Декоративно – прикладное искусство – Decoratively – applied art, Бұйым – изделие – product,Технология изготовления — manufacturing techniques,Ырғақ – ритм – a rhythm,Сызық – линия — the line
Привитие ценностей • Труд и творчество
• Патриотизм
Стратегии Круг дружбы, Лидер-ведомый.
Межпредметные связи • Математика, История Казахстана, ИЗО, технология, музыка, самопознание.
Навыки использования ИКТ Развитие навыков работы с интернет ресурсами.
Презентация на интерактивной доске.
Предварительные знания Выполняет предварительные эскизы и зарисовки орнамента
Активизировать уже имеющиеся знания через выполнение практических заданий.
Ход урока
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
начало урока
0-5мин Приветствие. Учитель знакомит учащихся с темой и целью урока.
Разминка: Нарисуйте на полях тетради символ мира на нашей планете в вашем представлении.
Рассмотреть интересные варианты, полученные у учащихся. Что такое «символ»?
— Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в сказочную страну Декоративно-прикладного искусства и ремёсел. Но чтобы нам попасть в сказочную страну необходимо ответить на следующие вопросы –
1.Что объединяет предметы стоящие на столе?2.В КАКИХ ТЕХНИКАХ вЫПОЛНЕНЫ ИЗДЕЛИЯ?3.Спомощью каких материалов выполнены работы? разнообразные изделия декоративно-прикладного искусства.

Приложение 1
А.Х.Маргулан Казахское народное прикладное искусство /А.Х.Маргулан — Алма-Ата: Онер. Т. 1.-1986.-256 с. Т. 2.- 1987.-288 с. Т. 3.-1987.-288 с.
Литература о ДПИ Казахстана и народов мира.
http://bilu.kz/ornament.php
Казахский орнамент
казахский национальный орнамент. Зарисовки художника Е.А.Клодта

Творчество

ресурсы для выполнения практических заданий: А3/А4 формат, цветные карандаши, бумаги, линейка, ножницы.
Альбомы для исследовательских работ, наблюдений, для выполнения эскиза.
Середина урока
5-10мин
15-20мин
5мин

Ученики знакомятся с основными видами декоративно – прикладного искусства казахского и других народов РК.
Вывод- определение- ДПИ повторить.
Работа с таблицами – работа в группах-Провести классификацию произведений ДПИ по материалу, по технике выполнения
Учитель включает презентацию – виды орнаментов.
Учащиеся знакомятся, изучают орнаменты в национальном стиле. Мотивы, цвет.
Более подробное знакомство с казахскими национальными орнаментами- работа по учебнику стр.28-31(виды орнамента, мотивы, особенности орнаментальной композиции в казахском народном творчестве).Для выявления знаний о казахских национальных орнаментах ученикам можно задать следующие вопросы:
• название каких орнаментов вы знаете?
• какие виды орнаментов применяются в одежде и ковроткачестве?
• какие способы выполнения орнаментов вы знаете?
Учитель предлагает назвать предметы из окружения с использованием орнамента.
Вывод –определение орнамента-Орнамент- это узор,составленный из ритмически чередующихся элементов – записать в тетрадь.
Практическая работа №1.
Учащиеся исследуют формы, смысловое содержание орнамента. Ведут записи наблюдений в рабочей тетради.
После самостоятельного исследования, учитель демонстрирует способы выполнения орнамента, объясняя понятия «симметрия и ритм», особенности орнаментальной композиции.
Упражнение на понимание «ритм» учащиеся в группах располагают заготовки в виде геометрических фигур: квадрат, треугольник и другие варианты. Составляют «ритм», симметрию Дифференциация: простой, средний и сложный орнамент.
Физкультминутка-Под музыку «Кюй Курмангазы» изображают орнаменты в движении (танцуют).
Практическая работа №2.
Формат: А3/А4
Техника выполнения:Аппликация – это создание художественных изображений путем вырезания и наклеивания. Учащиеся используют шаблоны.
У нас гостях красавица, которая желает принарядиться. Поможем ей. Звучат отрывки из «Кыз Жибек». Красавица желает выбрать головной убор (саукеле), обувь, сумочку. Каждая группа получает заготовки из бумаги: форма сапожока, форма в виде головного убора, Форма сумочки.
Задание: украсить подходящим орнаментом
Вводный инструктаж
Перед тем как приступить к выполнению аппликации, необходимо правильно организовать рабочее место, обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований при орнаментировании, декоре орнаментом изделий.
Вспомнить правила безопасного труда при использовании ножниц. И соблюдать эти правила во время работы.
1.соблюдай порядок на своём рабочем месте.
2.Ножницы клади кольцами к себе.
3.Подавай ножницы кольцами вперёд.
4. Не оставляй ножницы открытыми.
5. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
Текущий инструктаж учителя Учитель показывает образцы по ходу выполнения учащимися практической работы
При украшении изделий орнаментом следует соблюдать следующие правила:
1.Орнамент должен соответствовать объёму и форме изделия.
2. Орнаментальная композиция должна соответствовать фону основы по цвету.
3.Узоры располагают симметрично.
4.Орнамент должен соответствовать требованиям композиции по расположению узоров и цветовому решению.
Стратегия: Лидер-ведомый (в группе есть один учащийся, у которого лучше получается в технике орнаментирования. Он является лидером и помогает остальным выполнять практическую работу )
Практическая работа выполняется в группах.
Фоновое сопровождение — казахская национальная музыка.
Целевые обходы:
1 обход – с целью проверить, все ли учащиеся приступили к работе.
2 обход – проверить организацию рабочего места и соблюдение правил ТБ.
3, 4 обходы – с целью оказания помощи.
5 обход – с целью приема работы.
Заключительный инструктаж.
Анализ ошибок и их причины (оценить каждую работу, учитывая аккуратность и правильность выполнения орнаментальной аппликации.)
Оценивание: Оценивает работы красавица, выбирая себе лучшие наряды и аксесуары Обсуждение работы, выбрать «Самая креативная композиция», «Самое аккуратное исполнение»
Рефлексия 1. Вопросы; дди, мотивы, орнамент, симметрия
2.На листе бумаги и показать настрокние. Голубой — символ неба
Красный — солнце, огня
желтый — разума
черный — земли
зеленый — молодости, весны
надо высказать свое мнение.
– для меня было важным и интересным…Ж
– по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию. Ч
– мне было трудно (мне не понравилось). Б
– для меня было недостаточно З
Конец урока
40-45мин Убрать рабочее место.