Мешитбаева Ализа Есбергенқызы

1 областной детский дом

Тема «Дружба»

Цель урока: создание представлений у учащихся о понятии «дружба» и «настоящем друге», присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.

Задачи:

  • помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия «дружба»;
  • познакомить с истинным толкованием слова «дружба» «друг», «приятель», «товарищ»;
  • учить слушать, понимать и помогать друг другу;
  • формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.
  • анализировать свои поступки и окружающих

Основные понятия: дружба, настоящий друг, приятель, товарищ

Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе, о настоящем друге. Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. (слайд1-2)

Учитель:Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает это слово?
Это слово? Значит что оно?(Слайд 4)

Ученик;Дру́жба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на  интересов и увлечений,

-взаимном уважении,

— взаимопонимании и взаимопомощи;

-предполагает личную симпатиюпривязанность

,- душевные стороны человеческой жизни;

-одно из лучших нравственных чувств человека.

-Дружба выработана в процессе  общения людей. слайд 4-5)

Учитель-А вот иногда можно услышать такую фразу: «У меня полно друзей». Так

ли это на самом деле?

(…)

Ответы учащихся:

Ученик1- Скорее всего, это широкий круг приятелей, просто приятных для времяпровождения и общения людей. А друзей не может быть много. Ведь настоящих друзей (и даже одного друга!) не так легко встретить.

Ученик2- Приятели и приятельницы хороши на вечеринке, когда можно с кем-то посмеяться, потанцевать, пошутить, обсудить последние новости. А то, что глубоко в душе, что требует совета и поддержки, можно доверить только подруге или другу.

Учитель:С ваших слов можно сделать вывод . Основные признаки дружбы:

— избирательно

— доверительность

— бескорыстность

— взаимная симпатия и общность интересов

Учитель;Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

А сейчас

послушайте стихотворение (слайд 11)

 

Берегите друзей

— — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился –
Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы друзей своих теряем,
Обретать же их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его – вини дорогу
И коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей.

 

Ученица. Ну а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Дружба – это если друг твой болен

И не может в школу приходить, –

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить…

Если друг твой что-то, к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он все не сможет,

Может быть, обидится он вдруг,

Все равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

Дружба никогда границ не знает.

Учитель-А как вы думаете ребята-слова друг,знакомый,товарищь и приятель они являются синонимами?Давайте попробуем найти точную характеристику?(слайд 6)

Соотнесите понятия:

У1-Человек, с которым мы просто здороваемся  на улице, во дворе… знакомый
У2-Человек, с которым время от времени обсуждаем какие-то события… Товарищ
У3-Человек (одноклассник), с которым за 8 лет съеден пуд соли… Приятель
У4-Человек,  которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали… Друг

(слайд 7)

Учитель;Во все времена и у всех народов очень высоко ценилась дружба, верность, преданность.

Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе. В дружной работе, в общем отдыхе, вообще в совместной жизни, во взаимовыручке народ усматривал силу. Вот и мы с вами попробуем вспомнить пословицы о дружбе.

Теперь разделимся на две группы и одна группа должна будет начать пословицы в данных карточках а другая докончить пословицу.И так же в обратном порядке.Вы готовы,ребята?(слайд 8)

1 группа:

  • Друзья познаются в беде.
  • Знакомых много, а друзей мало
  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  • Лучше умный враг, чем глупый друг
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • 2 группа:
  • С хорошим другом горы свернёшь, с плохим — горя хлебнёшь.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Все за одного, а один за … (всех)
  • Друг — ценный клад, не другу никто не рад.
  • Нет друга, так ищи, а нашёл …  (береги)

Учитель:Уважаемые ребята,я приглашаю вас сделать круг .Наш круг называется «мое сердце».Давайте забудем все обиды и ссоры,какие-то неприятные поступки и выделим хорошие качества друга .

  • Честность Культурный
  • Отзывчивость
  • Амбициозность
  • Доброта
  • Чистоплотность
  • Аккуратность
  • Доброжелательность
  • Верность
  • Активность
  • Благодарный
  • Великодушный
  • Вежливый
  • Веселый
  • Внимательный
  • Дружелюбный
  • Жизнерадостный

 

Учитель:

Дети,теперь пусть каждый достанет листочки и мы напишем тест «Хороший ты друг?»  и в конце можем увидеть результаты.(слайд 9-10)

  • Вы верите в бескорыстность дружбы?

А)Безусловно!Ведб это и есть самый главный принцип дружбы

Б)Нет,не верю

2.Сколько у вас было друзей в детстве,в первые десять лет жизни?

А)Трое или больше

Б)Один

В)ни одного

3.Что вы цените больше всего в друзьях?

А)надежность,они никогда вас не подведут

Б)Солидарность,они всегда будут на вашей стороне

В)Совместимость,вам хорошо в их компании

  1. Что вы считаете наиболее важным в дружбе:

А) оказывать поддержку другу в любой ситуации, какой бы она ни была;

Б) следить за тем, чтобы никогда не давать советов;

В) всегда быть готовым выслушать друга.

  1. Сколько ваших друзей знакомы друг с другом?

А) все;

Б) почти все;

В) не все;

-Вот и подошёл к концу наш классный час. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.

А теперь посмотрите сюда (указывает на доску). На доске изображено 2 огромные сердцечки, которые готовы всех любить и всем помогать. Эти сердца нашего класса! Здесь есть маленькие кармашки.В первую кармашку мы пишем в стикерах какие качества вы хотели бы изменить ,что бы стать хорошим другом.А во второй кармашек опустить стикер в которых вы отвечаете на вопрос «Кто по вашему мнению хороший друг?».  Этот кармашек, наполненный добром ваших сердечных мыслей, мы откроем через 2 года.Все это время кармашек будет храниться  у меня.

Мое вам пожелание: всегда старайтесь помогать друг другу, будьте верными и добрыми друзьями, помните данное вами слово. (слайд 12)