Солтүстік Қазақстан облысы

Мағжан Жұмабаев ауданы

«Қарақоға орта мектебі» КММ

Хусаинова Сания Хазиевна

Орыс тілі және орыс әдебиеті мұғалімі

 

 

 

Урок по теме «Глагол как часть речи»

Класс: 10 «А» класс (с казахским языком обучения)

Цель:  1. Образовательная: систематизировать ранее полученные знания о глаголе

  1. Развивающая: способствовать развитию речи, мышления, внимания
  2. Воспитательная: воспитывать доброе отношение к друг другу, осуществлять межпредметную связь, содействовать хорошему воспитанию  (на основе текста)

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Психологический настрой
  3. Работа с эпиграфом. Слайд

У каждого свои волшебные слова.

Они как будто ничего не значат.

Но встретятся, скользнут, мелькнут едва-

И сердце засмеется, или заплачет.

                        З. Гиппиус

Прочитайте еще раз про себя эти строки, а затем ответьте на такой вопрос:

-Как вы думаете ребята, о чем говорит автор? (проблема человеческого общения)

— Актуальна ли она сегодня?

(Да. Русский язык сегодня,как никогда, нуждается в защите от жаргонизмами, бранью, очень много иностранных слов, поэтому каждому из нас необходимо следить за своей речью, осторожно обращаться со словом, ведь словом можно убить, а можно и спасти.)

— А слова какой части речи помогли автору донести до нас основную мысль. И этой части речи больше всех в этих строчках.

Верно, это глаголы . Сколько их здесь всего. 6

Итак, тема нашего урока ….. «Глагол как часть речи» Слайд

— Открываем тетради, записываем  число, классная работа и тему урока. Слайд

— с глаголом мы знакомились в 5,7 классах, значит какая цель сегодняшнего урока? Верно, повторить, обобщить ранее полученные знания о глаголе, освежить в памяти знания, необходимые для обобщения темы. Слайд

  1. Проверка домашнего задания. Местоимение-это ваше домашнее задание, по вашим подготовленным тестам, в которых должно быть 5 вопросов с тремя вариантами ответов, проверим ваши знания.

(обмениваемся тетрадями)

Взаимооценивание

 Критерии оценивания на слайде

3.Переход к теме Глагол

Освежим память. «Корзина  с вопросами».  За правильный ответ- звезда

  1. Задание группам.

Кластер «Глагол»    5-7 минут

Оценивание. Каждый ученик оценивает любой кластер  по таким критериям: за «Раскрытие темы, доступность, все понятно» знаком «+». Раньше мы с вами оценивали «2 звезды, 1 пожелание», сегодня поменяем тактику.

  1. Работа с текстом.  «Что такое воспитанность?»   (прикрепить на стул стикер-спикер)

Сначала работаем письменно по карточкам, которые лежат у вас на столе, затем устно- по содержанию текста. Работа в группе.

Работаете сегодня по такой ситеме: у каждого из вас есть задание на карточке, вы его выполняете индивидуально. Затем у вас в группе есть спикер, у него будет общая карточка, которую нужно заполнить, только после того , как каждый закончит выполнять свое задание.

Слайд (правильные ответы и критерии оценивания)

Устные вопросы по тексту.   За правильный ответ- звезда

  1. Каким стилем написан текст? Публицистическим
  2. А какие стили вы знаете?  Мы не случайно вспомнили об этом, потому что в тестах по ЕНТ есть вопрос на определение стиля текста
  3. Укажите тип текста. Рассуждение, здесь рассуждает автор.
  4. Аудирование. Заполните перфокарту. Учитель читает вопросы, уч-ся отмечают у себя правильный вариант ответа, заполняя пустые клетки.

I.

  1. Глагол бегал бы, выучил бы ……
  2. Глагол решить задачу …..
  3. Глагол стараться ……
  4. Глаголы: Реши, выучи, запиши …..

II.

  1. Глагол cписать ….
  2. Глаголы с частицей –ся или –сь- это ….
  3. Глаголы отдыхаю, читаю, работаю …. наклонения

III.

  1. Глаголы делай, читай, не читай …..

2.Глаголы выучить, прибежать, дописать ……

  1. Глаголы, которые передают действие, зависящее от каких-либо условий …..

4.на вопрос что делать? отвечают глаголы…

 

  1. Мы подошли с вами к рефлексии урока. У вас на партах лежат листы, заполните их пожалуйста.

Материал к уроку

Карточка № 1

Выписать все глаголы, которые вам встретились в тексте.

             Глаголы из текста

«Что такое настоящая воспитанность? »

   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка№ 2

Выписать глаголы несовершенного и совершенного вида.

             Глаголы из текста

«Что такое настоящая воспитанность? »

   
   
   
   

 

 

 

Совершенный

вид

Несовершенный

вид

Изъявительное

наклонение

Условное

наклонение

Повелительное

наклонение

возвратное
I

 

3 2 1 4
II 1

 

3 2
III

 

2 4 3 1

 

 

Совершенный

вид

Несовершенный

вид

Изъявительное

наклонение

Условное

наклонение

Повелительное

наклонение

возвратное
I  

 

         
II  

 

         
III

 

           

 


 

Что такое настоящая воспитанность?

Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или школе, но и у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.

Я не берусь давать рецепты воспитанности, так как сам себя не считаю образцово воспитанным. Но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с читателями.

Я убежден, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношения со своими родными.

Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду- он невоспитанный человек.

Если со знакомыми он вежлив, а с дома раздражается по всякому поводу- он невоспитанный человек.

Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми  при посторонних, не щадя их самолюбия, то тут уже он (извините меня) просто глуп.

Воспитанный человек- это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной мере вежлив и со старшими, и с младшими.

                                                   (Д.С. Лихачев)

Устные вопросы по тексту.За правильный ответ- звезда

1.Каким стилем написан текст?

  1. А какие стили вы знаете?

3.Укажите тип речи.       (описание, рассуждение , повествование)

 

 

Литература:

  1. Русская речь «Сборник диктантов»  изд.Алматы «Мектеп» 2009 г
  2. Интернет-ресурсы сайт smk.kz.