ими  Школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи
г.Туркестан
Логопед: Сайфуллаева Барно Тохташевна.                            

Тема: Схема последовательности усложняемых логопедических занятий с заикающимися школьниками.

В начальном периоде заикания следует все старания направить к тому, чтобы ребенок не заметил наступившего у него расстройства речи, не говорить при нем о его заикании. Для заболевшего ребенка необходимо создать спокойную обстановку и такие условия, чтобы он слышал только спокойную и плавную, неторопливую речь, чтобы находился больше в постели и как можно меньше говорил. Поэтому чтобы ограничить его речь, не следует задавать ему вопросов, кроме самых необходимых. Ребенок в окружении спокойной, замедленной речи путем свойственного ему подражания постепенно сам начинает отвечать на вопросы и говорить в спонтанной речи замедленно, что облегчает ему речь и успокаивает его.

Надо установить необходимый режим с точно выполняемым распорядком дня (должны быть включены прогулки), изолировать от общения и игр с детьми, обеспечить полноценное питание, строго соблюдать режим сна; принять врачебные меры для укрепления нервной системы, назначить соответствующее лекарственное лечение.

При таких благоприятных условиях скоро, через 2-3 недели, заикание у ребенка может исчезнуть. Если ребенок освободился от заикания, то он должен и в дальнейшем быть под наблюдением врача. Если в начальных периодах заикания, заикание уже зафиксировалось и когда ребенок прибегает к напряжению речевых мускулов при произнесении звуков, необходимо учить его правильному произношению, без напряжения. Такое лечение требует более длительных сроков и более настойчивых и специализированных мероприятий.

В любом периоде заикания требуется врачебное наблюдение, то есть медикаментозное лечение ребенка: рыбий жир, глицерофосфаты, кальций, бромиды, витамины, физиотерапевтические процедуры, режим и психотерапия. Надо иметь в виду, что дети по свойству своей детской психики легко поддаются психотерапевтическому внушению психолога, врача и логопеда в процессе занятий.

В периоде лечения заикания у детей проводятся беседы с их родителями, имеющие цель устранить заикание у его ребенка. Чтобы устранить из его окружения вредные влияния, что мешает лечению ребенка.

Очень полезным являются иногда присутствие родителей на занятиях с их детьми для ознакомления с методами перевоспитания речи ребенка. Также необходима спокойная, плавная, неторопливая речь окружающих.

Весь процесс выработки правильной речи и поведения у заикающихся идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Наблюдения, сделанные в процессе логопедической работы с заикающимися детьми показали, что эта схема речевых упражнений не может заменить собой творческую работу логопеда. Но в то же время она позволяет логопеду четко ориентироваться в речевых возможностях ребенка, правильно планировать необходимую систему логопедических занятий с ним, разнообразить формы этих занятий, яснее представлять себе их результаты.

С этой целью в схеме предусматривается соответствующее разнообразие видов речевых ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовительные упражнения

 

 

 

 

 

  1. Подготовительные упражнения

а) Режим молчания (в условиях стационара)

б) Шепотная речь

в) Дыхательно — артикуляторно — голосовая гимнастика

 

 

 

— Автоматизация нижнедиафрагмального типа дыхания. «Работа над голосом»

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем. (Рука на диафрагме.)

Шарик  лопнул — выдыхаем.

Наши мышцы расслабляем.

— Глубоко вдохнуть и на выдохе произнести: «Ма-а-а»

— Упражнение «Ныряльщики», дети разводят руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и, приседая (опускаясь под воду) делают выдох носом.

— Упражнение на развитие воздушной струи: «Сдуть снежинки с варежки»

— Работа над голосом. Болит зуб-о-о-о.

— Охаем ох-ох-ох.

— Пропевание гласного о тихо, громко.

г) Цель логоритмики преодоление речевого нарушения у детей путем развития и коррекции двигательный сферы в сочетании со словом и движением.

Задача занятии по логоритмике:

— закрепление двигательных умений, выработка двигательного навыка;

— развитие музыкального, звуковысотного , тембрового, динамического слуха;

— развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи;

— развитие правильного дыхания и певческого диапазона голоса;

— развитие чувства ритма;

— развитие слухового внимания;

— развитие пространственной организации движения;

— развитие общей моторики, мимики.

 

Сопряженная и отраженная речь

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сопряженная речь и отраженная речь

Сопряженная речь является наиболее легкой речью для больных заикание детей. Для этого готовят серию картинок с изображением хорошо знакомых детям домашних животных и птиц, мебели, посуды, одежды, овощей, фруктов. Показывая, логопед сначала называет ее сам, потом ребенок повторяет название вместе с логопедом. Далее дети повторяют за логопедом фразы из трех, четырех, пяти слов.

На этом этапе отрабатывается плавность речи в элементарных речевых формах.

— произнесение отдельных гласных звуков медленно, сначала одной артикуляцией, затем на шепоте и громко.

— на сочетаниях гласных звуков двух, трех, четырех, пяти

 

 

 

а — о — у — ы — э                   Произнесение гласного ряда

а — э

о – у

у — ы                                  Произнесение двух гласных на одном выдохе

э — и

 

а — э — о

о — у — и

а — э — ы                              Произнесение трех гласных на одном выдохе

о — у — а

 

а — э — о — у

а — о — у — э                         Произнесение четырех гласных на одном выдохе

о — у — а — и

 

Произнесение на слоговых сочетаниях согласных звуков с гласными

па — по — пу — пы — пэ

пап — поп — пуп — пып — пэп

пат — пот — пут — пыт — пэт

ка — ко — ку — кы — кэ

кат — кот — кут — кыт — кэт

кап — коп — куп — кып — кэп

пап — пап

пап — пап — пап                             На одном выдохе

пап — пап — пап — пап

 

пат — пат

пат — пат — пат                                          На одном выдохе

пат — пат — пат — пат

 

Произнесение фраз из одного слова.

 

Слова со звуком п:

пост                       пар

пух             пан

пот             почка

порт                       палка

 

Слова со звуком т:

тур             там

стул                       таз

торт                       тара

тост                       такса

 

 

 

Произнесение коротких фраз

 

Коля                      купил             Коля

купил

купил                    кекс                            кекс

 

Произнесение длинных фраз с логической паузой

 

Коля в магазине купил вкусный кекс.

 

На этом этапе параллельно проводится работа по развитию речевого ритма, расширения высокого диапазона и силы голоса.

Игра «Чей пароход лучше гудит», «Капризная эхо», игра «Тук-тук», «Вьюга», «Громко-тихо».

Также упражнения на развития мимики и интонационной выразительности речи.

Упражнения «Весело-грустно», «Пожалеем медвежонка», «Прогулка», «Узнай по интонации» и т.д.

Повторение с логопедом заученных ранее фраз стихотворного и прозаического характера.

Ответы на вопросы

 

 

 

 

 

  1. Ответы на вопросы.

На третьем этапе работы осуществляется постепенный переход к самостоятельной речи. Дети отвечают на вопрос логопеда, в своем ответе на вопрос он говорит одно слово самостоятельно, а остальные два-три слова повторяет из вопроса логопеда.

 

Например: С чем играет девочка?

Ответ: Девочка играет с шариком.

 

Пересказ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пересказ.

На этом этапе совершается работа над фразами. Ребенок совершенствует возможность правильно построить фразу, свободно передать содержание прочитанного, услышанного, увиденного, сделанного.

В работе над фразами соблюдаются следующие речевые правила: короткие предложения произносятся на одном выдохе; длинные предложения делятся на смысловые отрезки (3-4 слова), между которыми выдерживается пауза и делается новый вдох.

Например: Бабушка посадила мак. Когда мак расцвел огород стал красивым, нарядным. Над алыми лепестками порхали разноцветные бабочки, жужжали пчелки.

Рассказ

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Рассказ.

На пятом этапе речевой работы осуществляется переход к самостоятельной речи. Ребенок от описания и пересказов переходит к самостоятельному рассказу, закрепляя навыки правильной речи и поведения в различных общественных местах — в магазинах, в транспорте, на улице и т.д.

 

 

                                                                           Чтение

 

 

 

 

 

 

  1. Чтение.

На этом этапе отрабатывается чтение заученных стихотворных текстов. Благодаря тому, что в стихах наблюдается строгое чередование ударных и безударных слогов, что они очень ритмичны, что окончания строк рифмуются и каждая строка в стихах чаще совпадает со смысловым отрезком, они удобны для закрепления всех элементов правильной речи: упорядоченного дыхания, неторопливого темпа, слитности, выделения грамматического и логического ударений, деления на смысловые отрезки. В процессе формирования правильной речи в различных формах логопед продолжает закреплять знания о правилах речи.

 

 

Спонтанная речь

 

 

 

 

 

 

  1. Спонтанная речь.

Это последний самый значительный и длинный этап речевой работы. Он служит для воспитания прочных навыков речи и поведения спонтанной речи и в разных речевых ситуациях.

Этот этап работы — самостоятельное рассказывание о каких — либо событиях в жизни ребенка: о праздниках, о лете, о зоопарке и т.д. При спонтанной речи заикание дольше держится, дети начинают торопиться и заикаться, поэтому особенно важно следить за речью ребенка и помогать ему когда нужно.

Логопед объясняет и показывает детям своим примером, как нужно вести себя с собеседником: во время разговора смотреть в лицо собеседнику, не опускать голову и держать прямо и уверенно, не делать лишних движений, не спешить с ответом и проговорить его сначала про себя. Говорить только на выдохе и выделять в каждом слове ударный гласный звук, гласные произносить широко и протяжно, короткие предложения произносить на одном выдохе, а длинные фразы делить на смысловые отрезки, между которыми выдерживается пауза и делается новый вдох. Говорить громко, четко, выразительно.

 

 

Использованная литература:

М.Е. Хватцев, В.И. Селиверстов, М.Ю. Гоголева «Логоритмика в детском саду»