Предмет Мастер-класс
Тема занятия «ТРИЗ – в математике»
Ссылки-ресурсы Интернет-ресурсы, презентация
Общая цель ·         Ознакомление учителей с теорией решения изобретательских задач;

·         рассмотрение отдельных методов и приемов ТРИЗ на примерах;

·         стимулирование интереса к изучению ТРИЗ;

·         формирование умений решать нестандартные задачи;

·         умение высказывать гипотезы и аргументировать своё мнение.

Результаты обучения для учителей ·         Учителя ознакомятся с теорией решения изобретательских задач;

рассмотрят отдельные методы и приемы ТРИЗ на примерах

Актуальность ·         Изучение и владение ТРИЗ поможет учащимся в дальнейшем решать задачи олимпиадного характера, решать проблемы, искать и находить выход из трудных жизненных ситуации. Основные идеи ТРИЗ -научить человека хорошо мыслить
Ключевые идеи, значимые для занятия Противоречия, устранение противоречий, идеальный конечный результат (ИКР)
Материалы и оборудование Компьютер, проектор, ватман, фломастеры, карточки с заданиеми
Ход занятия
Этапы проведения занятия Время 4045 минут Задания, ход выполнения
Оргмомент 2 минуты Озвучивание темы занятия.

 

«Корзина идей» 3 минуты Вызов
Что вы знаете о ТРИЗ?Какие методы ТРИЗ вы знаете?

Какие приемы ТРИЗ вы применяете?

Разминка 5 минут Упражнение «Мерчандайзер». Есть такая работа – Мерчандайзер, слово происходит от английского merchandise – товары. Эти работники отвечают за размещение товаров в торговом пространстве. Иногда они работают в крупных супермаркетах, но чаще им приходится обслуживать сразу несколько торговых точек. Представьте себе, что вы мерчандайзер. Вам нужно за один день успеть обойти 8 торговых точек. Транспорта между ними нет, приходится ходить пешком. Попробуйте спланировать свой маршрут таким образом, что бы посетив все торговые точки, в общей сложности пройди наименьшее расстояние.
ТРИЗ в математике 5 минут Презентация
Выполнение заданий

 

20 минут Выполняют задания, обсуждают в группах. Ситуация: Приехал школьник — житель Севера на каникулы к дедушке. Пригласил его дед охотиться на медведя….

Давайте представим ситуацию. Вы хотите есть. На столе перед вами хлеб. Как быть? Конечно, ответ очевиден, задачи пока нет. Но вот появляется дополнительное условие: возле стола – голодный лев. Он тоже хочет есть. И ждет, когда за хлебом явитесь Вы. Как быть?

Задача. 9 точек на листе бумаги, соеденить линиями.

Задачи для групп. Слайды с ответами

Просмотр ответов 5 минуты Презентация, ответы и решения
Рефлексия 3-5 минут Синквейн «ТРИЗ –технология творчества»