Школа: СГОД им.аль- Фараби Карасайского района Алматинской области

Класс: 9

Учитель: Омаралина Айгуль Исахановна
Дата:  
Раздел:      «Мир един: глобализация»
Тема урока Виктор Петрович Астафьев. Деревья растут для всех.
Цели обучения: 9.3.7.1. извлекать и синтезировать информацию, делать выводы на основе полученных сведений, выражая собственное мнение;

9.2.4.1. создавать высказывание (рассуждение, убеждение), используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию;

9.5.2.1. использовать простые и сложные предложения,  соответствующие ситуации устного и письменного общения.

Цели урока, которые необходимо достичь на данном уроке: Все учащиеся должны: извлекать и использовать информацию для создания высказываний в виде простых и сложных конструкций;

Большинство должны: путем анализа выделять основную информацию для выражения собственного мнения;

Некоторые должны: извлечь и предоставить информацию в виде тезисов, дополняя их собственными суждениями.

УМН:  Навыки высокого порядка
Критерии оценивания: Все: извлекает и сопоставлет информацию, анализируя составляет простые и сложные предложения;

Большинство: выделяет основную информацию и обсуждает, формирует свое мнение, используя  ИКТ;

Некоторые: создает монолог-рассуждение с использованием приемов привлечения внимания, составляет тезисы убеждение.

Языковая поддержка: Портрет писателя, иллюстрации к произведениям, аудио-видеозапись, карточки с упражнением, слайды, тексты, библиографический список, графический органайзер «Фишбон».
Привитие ценностей Общность истории, культуры и языка, семейные ценности
Межпредмет

ные связи

История, география, казахская литература, самопознание
Предварительные знания Биографии В.П.Астафьева, его рассказа «Васюткино озеро», рассказа Ы.Алтынсарина «Бай мен жарлы баласы»; вехи строительства ГЭС на Енисее и Урале, коллективизации, войны.

Знание значения таких слов, как автобиографичность, промысел, бот, засеки, РГЭС, коллективизация.

  Ход урока
   
Этапы урока: Запланированная деятельность на уроке: Формативное оценивание Ресурсы:
Начало урока

5 мин

 

1.      Консолидация внимания учеников.  Проверка готовности класса по домашнему заданию.

2.      Озвучивание и запись темы, эпиграфа урока

«…каждый человек есть отдельный мир, плохой ли, хороший ли, преступный, больной ли, но мир, и процесс самопознания есть процесс постижения смысла жизни “через себя”».

                  (В.П. Астафьев)

3.      Работа над эпиграфом. Определите ключевые слова высказывания.

– В чем пытается убедить нас Астафьев?

– Какова его задача как писателя?

(Предполагаемый ответ: «Главная задача Астафьева – помочь каждому из нас постичь смысл жизни, познать себя и через это познание, возможно, измениться и найти свое место в жизни.»)

Дескрипторы:

1. Читает дома биографию писателя, уточняет незнакомые слова для себя.

2. Читает эпиграф, расчленяет информацию на составные части.

3. Делает выводы, резюмирует высказывание.

4. Определяет задачу литературы как рода искусства.

https://youtu.be/pqZgFsUpXxk

 

https://ok.ru/video/275122292024

 

 

 

Середина урока

25 мин.

Словарно-фразеологическая работа.

Ребята, многие из этих слов встречались вам в тексте биографии В.Астафьева. Давайте уточним их.

Зарубки – специальные метки на дереве топором.

Затеси – то же, что и зарубки.

Бот – механическое судно типа лодки, катер.

Про́мысел — занятие с целью получения выгоды каким-либо делом

Лесоспла́в — вид транспортировки леса по реке

Малярия – инфекционное заболевание, сопровождающееся лихорадкой.

Трясуха – лихорадка

Хина – растение, горькая кора которого употребляется в медицине;

Россоха – дерево с раздваивающимся вилкой стволом

1.                  Сейчас я предлагаю вам выполнить Упражнение 2 на стр.183-  где нужно будет заполнить пропущенные даты по биографии В.Астафьева.

2.                  Ребята, мы говорили, что основными темами творчества писателя были деревенская тема и тема войны. Обсудите в группах библиографию писателя и распределите названия книг в соответствии с двумя темами.

1. Почти все произведения из библиографического списка писателя, как признается сам автор, автобиографичны. В учебнике вашему вниманию предложен рассказ «Деревья растут для всех», который был написан в 1964 году. Предлагаю вам еще один отрывок из рассказа «Васюткино озеро». Из двух текстов определите, к какому периоду жизни писателя могут быть соотнесены эти рассказы. Обоснуйте свои ответы фактами из текста.

Для работы классу необходимо разделиться пополам.

Текст №1 Текст №2
   

2. Вопрос: Что заключено в названиях двух рассказов: тема или основная мысль?

Предполагаемый ответ: Через зарисовок Астафьева, понимаешь, как интересен окружающий мир. Жаль, что он часто проходит мимо нас, иногда не затрагивая ни чувств, ни мыслей, ни сердец. Писатель в самых обыденных явлениях природы видит какую-то неповторимость, с помощью художественного слова заставляет читателя размышлять о жизни, о времени и о себе. Убеждаешься в талантливости Астафьева – человека, в его умении воздействовать на нас незаметно, но достаточно определенно.

3. Задание: Какая аналогия между рассказом «Васюткино озеро» (текст №2) и рассказом Ы.Алтынсарина «Бай мен жарлы баласы»? Свои рассуждения отобразите в стратегии «Фишбон» и аргументируйте свои суждения при помощи сложных предложений.

Дескрипторы:

1.делает записи незнакомых слов в тетради.

2. заново переосмысливает прочитанное дома через призму новой лексики, если не доработал дома.

3. запоминает даты из биографии писателя.

4. делает выборочно-направленный обзор теста рассказов, решая представленную учителем проблему.

5. Обзорно изучает содержание рассказа «Васюткино озеро».

6. Готовится к детальному изучениию рассказа «Деревья растут для всех»

Дескрипторы:

Все: Синтезируют информацию и делают выводы на основе полученных сведений.

Большинство:

Создают высказывания с элементами рассуждения, используя приемы привлечения внимания.

Некоторые: детально изучают отрывки рассказов для решения посавленных учителем задач.

10. Заполняют графический органайзер «Фишбон», путем анализа, сопоставления и синтеза полученной информации.

 Тексты  №1 и 2 с отрывками рассказов

(приложения 1 и2)

 

Конец урока

10    мин

 

3.        Рефлексия. Прием ТАСК

Давайте, ребята вернемся к началу урока, к эпиграфу нашего урока. «…каждый человек есть отдельный мир, плохой ли, хороший ли, преступный, больной ли, но мир, и процесс самопознания есть процесс постижения смысла жизни “через себя». Подведите данный тезис к жизни наших героев из рассказов. Что «познали» через свой жизненный опыт наши мальчики?

(Выводы по тексту: выдерживает жизненные испытания самый сильный, настойчивый и терпеливый. Слабые же нуждаются в помощи, и человек как никто другой должен быть милосердным и сострадательным ко всему живому на земле.)

На следующем уроке мы продолжим изучение рассказа В.Астафьева «Деревья растут для всех», поэтому дома прочитай до конца рассказ и напишите эссе объемом 100-120 слов на темы по выбору

А) «Почему рассказ носит название «Деревья растут для всех»?»

В) «Что для вас значит «посадить дерево»?»

Все: извлекают информацию и делают правильные выводы из содержания.

Большинство: создают рассуждение, использую приемы привлечения внимания.

Некоторые: составляют несколько тезисов по полученной информации и оформляют их в виде сложных предложений.

 
Для  некоторых учащихся предлагаю следующие виды дополнительных  заданий:

Ответить на вопросы:

1.Сколько предложений в данном тексте?

2. Достаточен ли данный объем для определения темы рассказа?

3.                  Чем осложнено каждое из них? (однородными членами предложения, значит присутствует интонация

перечисления: сказуемые передают движение, динамику окружающего мира, определения характеризуют состояние природы).

4.                  Найдите в обоих текстах использование одного и ого же слова. Как данный прием способствует достижению черт сходства с героями? (Ответ: последнее предложение Текста№1 и 11-ое предложение Текста№2)

Оценивание: Рефлексия через прием ЗХУ Пункты Правил техники безопасности на уроке.

1.                  Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2.                  При работе с графическими органайзерами соблюдай осторожность, не порань руку.

3.                  После работы собери материал и мусор.

     

 

Использованная  литература:

  1. Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предмету «Русский язык и литература» в школах с казахским языком обучения. РУКОВОДСТВО ДЛЯ УЧИТЕЛЯ — Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Астана, 2017г.
  2. 2. Типовая учебная программа по учебному предмету «Русский язык и литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образования (с нерусским языком обучения) по обновленному содержанию
  3. 3. http://okulyk-edu.kz Русский язык и литература. 9 класс. —  Сапалы KZ (проект)
  4. http://www.smk.edu.kz

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Библиография

  1. До будущей весны – 1953г
  2. Огоньки – 1955г
  3. Васюткино озеро.-1956г
  4. Дядя Кузя,куры, лиса и кот. – Пермь,1957г.
  5. Тают снега.- Пермь, 1958.
  6. Теплый дождь.- М., 1958г
  7. Перевал. Повесть – Свердловск,1959г
  8. Сибиряк. – Пермь,1959г
  9. Стародуб. Повести и рассказы.-Пермь, 1960г
  10. Зорькина песня. Рассказы и повести.- Пермь,1960г
  11. Кровь человееская.- Свердовск,1960.
  12. Дикий лук. Рассказы. – Пермь, 1961г
  13. Рассказ о любви. — Пермь, 1961г
  14. Солдат и мать.Повессти и рассказы.- М, 1961г
  15. Звездопад. Повести.-М, 1962г
  16. След человека.- Свердловск, 1962г
  17. Гуси в полынье. Рассказы. – Пермь, 1963г
  18. Весенний остров. Рассказы – Пермь, 1964г
  19. Конь с розовой гривой. Расскказы – М. 1964г
  20. Поросли окопы травой. – М, 1965г
  21. Стрижонок Скрип. – М. 1965г
  22. Где-то гремит война. Повесть- -М, 1968г
  23. Последний поклон. Повесть – Пермь,1968г
  24. Кража. Повесть- Ворнеж, 1970г
  25. Ясным ли днем. Повесть.- М,1972г
  26. Затеси. Книга коротких рассказов. – М,1972г
  27. Повести о моем современнике.- М,1972г
  28. Пастух и пастушка. Современная пастораль- Пермь, 1973г
  29. Мальчик в белой рубахе. Повести. – М,1977
  30. Царь- рыба. Роман.- М,1980г
  31. Бабушкин праздник. – М,1982г
  32. В тайге, у Енисея. – М, 1982г
  33. На далекой северной вершине. Повести- Красноярск, 1984г
  34. Где-то гремит война. Повесть. –Баку, 1985г
  35. Белогрудка.Рассказы. — М,1985г
  36. Капалуха – М,1985г
  37. Печальный детектив. М, 1986г
  38. Зрячий посох. Повесть.- М, 1988г
  39. Улыбка волчицы. М, 1990г
  40. Мною рожденный. Роман. – М, 1991г
  41. Тихая птица. Роман. – М, 1991г

42.Прокляты и убиты. Роман. – Хабаровск, 1993г

Приложение 3

 

 

(с 183 Упражнение  2 электронного учебника)

 

 

 

 

 

Упражнение 2. Вставьте пропущенные слова и словосочетания. Расставьте предложения по хронологии биографии В.П.Астафьева.

 

 

1.  В 1942-943 годах В.П.Астафьев учился в __  __   и был направлен на передовую, где до конца  слуил в пехотных войсках.

2.  Рассказ  __  __ был написан в 1964 году.

3.  Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в __  __ Красноярского края.

4.  В.П.Астафьев в __  __ году написал автобиографическую книгу __  __ .

5.  В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» публикуется __  __ писателя «Гражданский человек».

6.  В 1972 году за роман __  __ и в 1991 году за повесть __  __ ему была присуждена Государственная премия.

 
 
1