Доклад на тему «

Эффективные методы обучения на уроках русского языка в рамках обновленного содержания образования».

                   

Жумабаева Дана Ануарбековна

Учительница  русского языка и литературы школы-лицея№47им М.В.Ломоносова

 

 

 

Современный мир требует, чтобы подрастающая молодежь, наше будущее, была компетентной, самомотивированной, критически мыслящей, в совершенстве владеющей русским, казахским и английским языками. Большую часть своей жизни дети и подростки проводят в образовательных учреждениях. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ в обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель. Именно на учителя возложена миссия обучить  учеников тому, как учиться.

В школах с нерусским языком обучения предметы «Русский язык» и «Русская литература» изучаются  интегрированно.  Данный подход способствует целостному восприятию и пониманию смысла художественного текста, так как учащиеся только после  изучения грамматических и лексических особенностей данных текстов готовы к их прочтению. Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы  критериального оценивания. Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера. Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения. Так же развитие казахстанских учащихся будет проходить путем внедрения активных форм обучения, в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем.Наиболее эффективными методами оценивания учебной деятельности на уроке, на мой взгляд, является взаимооценка и самооценка. Ребята с большим удовольствием оценивали себя и друг друга, было заметно, что данный вид работы им понравился. Кроме оценивания по критериям, проводилось формативное  оценивание, например, по стратегии

« Аплодисменты», « Большой палец». Очень важным звеном в обучении является речь. Совместная беседа учеников приносит большую пользу. Она позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает также нам учителям понять, на какой стадии находятся наши ученики в процессе обучения. В основу содержания учебной программы по предмету заложен коммуникативный подход, направленный на развитие четырех навыков речевой деятельности: слушания, говорения, чтения и письма.В соответствии с данным подходом в учебной программе предлагается речевая тематика социально-бытовой, социально-культурной и учебно-образовательной тематики. Темы уроков в рамках предлагаемых тем разделов учитель может сформулировать самостоятельно или пользоваться темами, предложенными в среднесрочном учебном плане или учебнике. Для формирования коммуникативных умений учащихся каждый урок учителем должен быть организован как урок развития речи, на котором учащиеся слушают и читают различные тексты, рассуждают, анализируют, пишут. Учащиеся участвуют в коллективном обсуждении точек зрения, ищут и используют информацию для решения познавательных задач, активно занимаются самостоятельным поиском решения учебной  проблемы.

В процессе учебной деятельности школьники учатся:

— сознательно относиться к языку, высказывать свои мысли адекватно и ясно как в устной, так и в письменной форме, учитывая сложившиеся в  данной  культуре носителей языка  традиции  использования  языковых  средств;

— выбирать уместное речевое поведение в зависимости от ситуации общения,  уметь  высказывать  и  обосновывать  собственное  мнение;

— владеть различными стратегиями слушания и чтения.

Деятельность учителя должна быть направлена на формирование навыков практического владения языком в разных формах речевой деятельности; обогащение словаря и повышение культуры речи обучающихся.

Грамматика изучается в контексте лексических тем и содержится в разделе «Использование языковых единиц». Учащиеся, изучающие второй язык, не должны быть перегружены лингвистической терминологией. Грамматика должна изучаться через контекст, через реальные жизненные ситуации. Обучение грамматике может включать следующие этапы:

1) презентация грамматической модели,

2) практика (использование данной модели в составлении вопросов, словосочетаний, предложений),

3) продукт (использование данной модели в устном или письменном продукте речевой деятельности, например, в монологе или диалоге, в написании эссе или другого текста).

 

Навыки слушания, говорения, чтения и письма должны преподаваться комплексно. Слушание и чтение являются рецептивными (т.е. связанными с восприятием устной и письменной речи) видами речевой деятельности, а говорение и письмо являются продуктивными видами речевой деятельности. Каждый урок в соответствии с коммуникативным подходом должен содержать продукт устной или письменной речевой деятельности, поэтому целесообразно на урок ставить цели обучения из разделов «Слушание» и «Говорение» или «Чтение» и «Письмо».  Возможны различные вариации целей обучения,  но непременным условием должна стать следующая формула: рецептивный вид речевой деятельности + продуктивный вид речевой деятельности.

Особое внимание, наряду с чтением, говорением и слушанием, я уделяю и письму. На первой стадии это списывание, запись под диктовку односложных и двусложных слов. Очень хорошо помогает использование магнитно-маркерной доски. Например, на интерактивной доске  появляется картинка с изображением , потом слово. Дети запоминают кто это или что это. Обращают внимание на буквы ( синие- согласные, красные-гласные) и как они произносятся. Потом записывают слово и поднимают доску вверх, чтобы  учитель мог видеть и оценить(ФО). Вариантов много. Позже, уже в тетрадях ошибок будет меньше или их нет.

Какие  активные методы , стратегии мы бы не применяли, они должны быть направлены на достижения цели урока. Для этого  необходимо решать следующие задачи: учить слушать с пониманием, говорить, читать и писать; формировать лингвистическое отношение к единицам языка. И в решении этих задач нам помогут активные методы обучения.Нам, педагогам новой формации, необходимо научить детей думать, развивать личность, способную жить в динамично развивающейся среде. Учитель больше не источник информации, учитель уже не должен стоять и пересказывать репродуктивно материал и требовать того же самого от ученика. Ученик должен постоянно для себя делать как бы маленькие открытия. Это и есть творческий подход к обучению. Акцент делается не на полученные знания, а на процесс их применения.

Хотелось бы отметить, что при такой форме работы на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Думаю, что успешное преподавание и компетентный учитель, работающий по-новому, изменит всю систему нашего образования в лучшую сторону.

 

Источники:

  1. Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предметам начальных классов в школах с русским языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан. Руководство для учителя. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015.
  2. http//www.edu54.ruВернер П.Г.  Применение активных методов на уроках в начальной школе.
  3. http//tatianakhromov.ucoz.ru Хромова Т.Н. Активные методы обучения