ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЖИВОТНЫХ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Телеуев Галым Байгазыевич

Объектом использования и охраны выступают лишь дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные рыбы, а также моллюски, насекомые и др.), обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянно или временно населяющие территорию страны. Не являются таким объектом сельскохозяйственные и другие домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе или полуневоле для хозяйственных, культурных, научных, эстетических или иных целей. Они являются имуществом, принадлежащим на праве собственности государству, оперативным, общественным организациям, гражданам, и используются и охраняются в соответствии с законодательством, касающимся государственной и личной собственности.

Особенностью животного мира является то, что, данный объект возобновляем, но для этого необходимо соблюдение определенных условий, непосредственно связанных с охраной животных. При истреблении, нарушении условий их существования определенные виды животных могут окончательно исчезнуть, и их возобновление будет невозможно. И наоборот, поддержание условий существования животного мира, регулирование численности животных, принятие мер к разведению исчезающих видов способствуют их восстановлению и возобновлению. Животный мир поддается преобразовательной деятельности человека: возможно одомашнивание диких животных, скрещивание и выведение новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных видов животных и переселение их в естественные места обитания.

Правовая охрана животного мира (фаунистическое право) в широком смысле – это система правовых норм, регулирующих охрану и использование животного мира и среды его обитания, общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия человека и общества с таким компонентом окружающей среды, как живой мир; совокупность экологически значимых правовых действий и бездействия людей (правового экологически значимого поведения) в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды его обитания; система государственных органов, осуществляющих правотворческие, управленческие, контрольно-надзорные и иные функции, а также реализацию мер юридической ответственности за нарушение законодательства о животном мире; правовая идеология, правовые взгляды, чувства и эмоции как элементы правового сознания общества, отдельных социальных групп и граждан по отношению к животному миру.

В узком смысле – это совокупность правовых норм и правовых отношений, возникающих в связи с охраной и использованием животного мира.

Правовые меры по охране животного мира включают:

– разработку, принятие и применение законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих охрану и пользование животным миром;

– установление лимитов использования животного мира, а также стандартов и нормативов охраны и использования животного мира и среды обитания;

– создание правовой базы для охраны отдельных категорий животных и среды их обитания, для регулирования охраны особых территорий;

– установление системы мер юридической ответственности за нарушение законодательства об охране животного мира и среды его обитания;

– проведение правореализационной и правоприменительной деятельности в области охраны и использования животного мира и среды его обитания;

– правовое воспитание и профилактику нарушений.

Правовой основой природоохранительной деятельности государства в данной сфере являются «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года N 593 регулирует общественные отношения в области охраны, воспроизводства и использования животного мира и направлен на

обеспечение условий сохранения животного мира и его биологического разнообразия, устойчивого использования объектов животного мира в целях удовлетворения экологических, экономических, эстетических и иных потребностей человека с учетом интересов нынешнего и будущих поколений.

Основные принципы, которые должны соблюдаться при планировании иосуществлении мероприятий, могущих воздействовать на среду обитания животных и состояние животного мира, зафиксированы в ст.6 Закона.

Основными принципами государственного управления в области охраны, воспроизводства и использования животного мира являются:

1) обеспечение охраны, воспроизводства и устойчивого использования животного мира;

2) пользование животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с принципами гуманности;

3) недопустимость совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля и надзора за использованием и охраной животного мира с деятельностью по использованию объектов животного мира, за исключением деятельности по изъятию осетровых видов рыб из естественной среды обитания, их закупу, переработке и экспорту их икры и других видов продукции, отнесенной к государственной монополии;

4) отделение права пользования животным миром от права пользования землей, водами, растительным миром и другими природными ресурсами;

5) платность специального пользования животным миром;

6) неотвратимость ответственности за нарушение законодательства Республики Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животного мира;

7) участие граждан и общественных объединений в решении задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира. [1, ст. 6].

Меры охраны животного мира зафиксированы в ст. 13 Закона. Охрана животного мира осуществляется путем:

1) установления и соблюдения правил и норм по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира;

2) установления ограничений и запретов на пользование животным миром;

3) охраны ценных, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных;

4) предотвращения нарушений установленных правил пользования животным миром;

5) организации охраны среды обитания, условий размножения, путей миграции и мест концентрации животных;

6) закрепления территорий, акваторий за пользователями животным миром с возложением на них обязанностей по охране объектов животного мира;

7) создания особо охраняемых природных территорий;

8) искусственного разведения видов животных;

9) оказания помощи животным в случае заболеваний, угрозы гибели при стихийных бедствиях и вследствие других причин;

10) организации научных исследований в области охраны, воспроизводства и использования животного мира;

11) пропаганды идей охраны и устойчивого использования объектов животного мира;

12) стимулирования деятельности физических и юридических лиц по охране животного мира;

13) воспитания граждан в духе гуманного и бережного отношения к животному миру. В соответствии со ст. 24 Закона предприятия и граждане обязаны принимать меры по предотвращению гибели животных при проведении сельскохозяйственных, лесозаготовительных и других работ, а также при эксплуатации транспортных средств. Без

осуществления таких мер запрещается выжигание сухой растительности, хранение материалов, сырья и отходов производства.

В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром и другая ответственность, несовместимая с целями заповедывания.

Большое значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных. Такие животные заносятся в Красную книгу. Действия, могущие привести к гибели этих животных, сокращению их численности или нарушению среды обитания, не допускаются. В случае, когда воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных невозможно в естественных условиях, специально уполномоченные на то государственные органы по охране и регулированию использования животного мира должны принимать меры к созданию необходимых условий для разведения этих видов животных. Их добывание и изъятие для разведения в специально созданных условиях и последующего выпуска на свободу в научно-исследовательских целях, для создания и пополнения зоологических коллекций допускается по особому разрешению, выдаваемому специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира.

Если говорить о защите прав животных в целом, то следуя авторитетному мнению Р. Райдера, необходимо признать, что вплоть до самого конца XVIII века все попытки защитить животных были спонтанными, и лишь на исходе эпохи Просвещения возникли первые организованные формы социального действия, направленные на защиту животных. Раньше всего они появились в Великобританиии были консервативными по своему характеру. Отправным моментом здесь можно считать 18 апреля 1800 года, когда преподобный Уильям Палтни, депутат от Шотландии, внес в Британский парламент Билль против травли быков [1, 229 ].

В 1840-е, 1850-е и 1860-е годы в Великобритании все более широко публиковалась литература, в которой развивалась тема недопустимости жестокого обращения с животными. Среди образованной публики любимым жанром стала естественная история. С началом широкого внедрения анестезии в медицинскую практику стали распространяться мнения о необходимости предпринимать обезболивание не только в отношении пациентов – людей, но и в отношении животных. В течение этих трех десятилетий несколько раз публично прозвучала мысль о том, что следует прекратить практику болезненной вивисекции животных в медицинских лабораториях, которая особенно активно осуществлялась во Франции.

Тем не менее, вплоть до начала 1870-х годов эта тема все еще оставалась не периферии викторианского общественного мнения. Но неожиданно все изменилось. В истории защиты животных наступил новый этап, связанный с появлением на публичной сцене движения антививисекторов. Благодаря фундаментальной работе Р. Френча история этого движения теперь хорошо известна. Антививисекторы впервые всерьез заявили о себе в тот момент, когда ирландская писательница Френсис Пауэр Кобб (1822–1904) в 1875 году основала «Общество по защите животных, подвергающихся вивисекции (Society for the Protection of Animals Liable to Vivisection)». К этому моменту она уже была признанной общественно-политической фигурой в стране и входила в состав исполнительного комитета Лондонского национального общества женщин-суффражисток. Она была блестяще образована, оставила после себя много печатных трудов, неоднократно встречалась с Чарльзом Дарвином, побуждая последнего более основательно ознакомиться с философией Канта и Джона Стюарта Милля-младшего. Похоже, именно это общение с Дарвином побудило ее более внимательно задаться вопросом о связи между теорией эволюции и социальным неравенством. Тем не менее в ее книге «Преступники, идиоты, женщины и меньшинства», вышедшей в 1869 году, вопрос о защите животных еще не был поставлен.

Но уже в начале 1870-х годов Кобб включила в орбиту своих социально-

политических действий вопрос о правах животных [Mitchell, 2004].

После выхода в свет в 1871 году книги Дарвина «Происхождение человека» и год спустя его же работы «Выражение эмоций у человека и животных» в Великобритании начались дискуссии о природных иерархиях и о тесном родстве между людьми и животными. Для значительной части образованного британского общества, живо воспринявшего идеи эволюционизма, эти книги стали поводом для того, чтобы публично заявить о своих симпатиях к страданиям «меньших братьев человека».

Противники лабораторных опытов над животными утверждали, что утрата чувствительности к страданиям животных у людей отбрасывает самих людей на одну ступеньку эволюции ниже, тогда как наличие этой чувствительности и сопереживания к страданиям делает их людьми в подлинном смысле слова [1, 230 ].

Если в Великобритании той эпохи столь радикально менялись стереотипы мышления, можно представить себе, насколько усовершенствована сейчас защита прав животных в этой стране.

Система защиты прав животных в европейских странах на данном этапе осуществляется довольно-таки успешно, чего не сказать, к сожалению, о нашей стране, как и обо всех странах постсоветского пространства. Недостаточное, если не сказать, полное отсутствие регулирования с законодательной точки зрения защиты прав животных во многом можно объяснить и тем, что экономически это представляется затруднительным для развивающихся стран, по сравнению со странами запада.

А также во многом благодаря тому, животные по нашему законодательству приравниваются к вещам, к тому же за жестокое обращение с животными ответственность недостаточно сурова и не соответствует тяжести совершенного преступления.

Дети, проявляющие жестокость в отношении животных, могут с таким же успехом проявить эту жестокость и в отношении человека. Если пролистать биографии многих убийц и маньяков, то можно проследить некую характерную особенность, проявляющуюся в присущем им еще в раннем детстве увлечении жестокими забавами с животными.

В связи с этим предполагается необходимым пересмотреть отвественность, предусматривающуюся за жестокое обращение с животными, а также принять специальные нормативно-правовые акты, которые могли бы защитить права всех животных – и бродячих бездомных, и домашних.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Закон Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» от 9 июля 2004 года N 593.

Боровик М.А., Михель Д.В. • Журнал исследований социальной