3Краткосрочный план

Школа: КГУ Специализированная гимназия для одаренных детей им.Аль-Фараби с обучением на трех языках

 

Ф.И.О. учителя:   Махатаева Газиза      Амангельдина                       

 

Класс: 5 Дата:                                             
Раздел: Жизнь и творчество

Урок 13

Тема урока: Сказки о художниках

Кол-во присутствующих: Кол-во

отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке 5.1.1.1.  Понимать общее содержание сообщения продолжительностью не более 2-3 минуты, определяя тему текста.

5.3.6.1.Анализировать содержание небольших произведений фольклора и литературы, определяя тему и основную идею.

5.4.1.1. Создавать тексты (письмо, дневник, стихотворение, сказка), используя элементы разговорного и художественного стилей.

ИЯЕ.5.5.1.1. Образовывать падежные формы существительных, прилагательных, числительных, местоимений.

   Цели урока: Все учащиеся смогут: понимать содержание текста по теме:«Сказки о художниках» , составлять тонкие вопросы по содержанию текста и отвечать на них,  написать сказку по данному началу, используя элементы разговорного стиля речи,  находить в тексте существительные, прилагательные, числительные, местоимения.
Большинство учащихся смогут:

определить тему и основную мысль текста, опираясь на  ключевые слова и словосочетания; составлять тонкие и толстые вопросы по содержанию текста, написать  сказку, используя разговорный стиль речи, образовывать падежные формы существительных, прилагательных,местоимений.

Некоторые учащиеся смогут: показать глубокое знание содержания текста, определяя тему и основную идею прочитанных текстов по теме «Сказки о художниках», высказывать и аргументировать  свое мнение по проблемным вопросам,  написать сказку, соблюдая структуру текста повествования и используя элементы художественного стиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Языковая цель Учащиеся смогут: образовывать падежные формы существительных, прилагательных, местоимений, числительных, определять тему и основную идею небольших произведений фольклора и литературы, анализировать поступки главных героев, формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них,написать сказку по данному началу, используя разговорный и художественный стиль речи.

 

Ключевые слова и фразы: искусство, живопись,  художник, картина , пейзаж, портрет, кисть.

 

Полезный набор фраз для диалогов и письма:

Художник-сказочник, известный живописец, грустный художник, художник-маринист, герои народных сказок.

Живопись – это создание художественных образов…

 

Вопросы для обсуждения: Что необходимо живописцу для создания картины? Легко ли создавать художественные образы красками? Какими качествами должен обладать художник? Как называют художника, который пишет картины о море?(маринист)

Письменные подсказки:  таблица «Личные местоимения»,

карточки с текстом,  графический органайзер «Двойной пузырь»

Начало сказки: «Жили были…»  «В некотором царстве, в некотором государстве…» «Когда-то в давние времена…» «Давным-давно…»
Конец сказки: «Вот и сказке конец, а кто слушал –молодец».
«И жили они вместе долго и счастливо».

Уровни мышления

 

Знание и понимание

 

 

 

Применение

 

 

 

 

Анализ

 

 

Критерии оценивания

 

Понимает основное содержание предложенного текста  по теме:«Сказки о художниках», определяет тему и основную идею произведения, опираясь на ключевые слова и словосочетания.

 

Создает текст (сказку) , используя элементы разговорного и художественного стиля, образовывает существительные, прилагательные и личные местоимения в нужной падежной форме.

 

Анализирует содержание сказки, определяя основную идею, высказывает свое мнение о главных героях, аргументирует свою точку зрения по проблемному вопросу.

 

 

Привитие ценностей На основе прочитанных художественных произведений развивать у учащихся эстетические чувства, интерес к искусству живописи, воспитывать нравственные ценности : любовь к прекрасному, человеколюбие, приобщение к духовной культуре.

 

 

Межпредметные   связи Изобразительное искусство, литература

 

 

Применение ИКТ Слайды, интернет –ресурсы, аудиозапись , плакаты, маркеры, магнитная доска.

 

 

Предварительные знания: На предыдущих уроках учащиеся изучили правописание окончаний количественных и порядковых числительных, умеют определять тип текста, составлять тонкие и толстые вопросы к тексту. А на данном уроке учащиеся смогут составлять предложения, используя  личные местоимения, научатся писать сказку по данному началу, используя разговорный и художественный стиль речи.

 

 

Ход урока:

Запланированные этапы урока Запланированные задания

 

Ресурсы:

 

Начало урока

7 мин

 

 

1 мин

 

 

 

Форма работы:

коллективная.

 

Подходы: личностно-ориентированный, коммуникативный, метод физического реагирования.

 

 

3 мин

 

 

Естественный подход

Метод физического реагирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

Форма работы:

коллективная

 

Подход:

естественный,

метод физического реагирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина урока

28 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин

 

 

 

 

 

 

Форма работы:

парная,

групповая

 

Подход:

дифференцированный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2мин

Форма работы:

коллективная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 мин

 

Форма работы:

индивидуальная, групповая

 

Подход:

дифференцированный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 мин

Форма работы:

групповая

 

Подход :

ценностно-ориентированный, элементы технологии критического мышления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец урока

5 мин

Подход:

дифференцированный

I.Орг. момент. Приветствие. —Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и произнесем добрые пожелания друг другу, используя имена числительные

 Создание коллаборативной среды.
Цель: создать благоприятную психологическую обстановку, позитивный настрой учащихся на урок.

Стратегия  «Круг добрых пожеланий». Учащиеся произносят пожелания друг другу, используя имена числительные . Начинает учитель: «Я желаю вам быть всегда первыми». Учащиеся продолжают: « Я желаю вам миллион побед». « Я желаю вам учиться только на «пять», «Пусть исполнятся три твоих желания»  и т.д.

Деление на группы.
Стратегия «Мозаика».

Цель: настроить учащихся на продуктивную деятельность.

Деление проводится на основе интересов учащихся.

— Какой жанр изобразительного искусства вам нравится?

Учащимся  выдаются части картин, и они должны найти недостающие части этой же картины у других учащихся.

Учащиеся собирают  мозаику в одну из трех картинок  с изображением жанров изобразительного искусства- «Пейзаж», «Портрет», «Натюрморт» . Затем учащиеся внутри группы распределяют роли: спикера, критика, секретаря, таймкипера, аналитика.

Выдаются оценочные листы каждой группе, в котором указаны критерии оценивания, задания и дескрипторы к заданиям. За каждое правильно выполненное задание ставится 1 балл, невыполненное -0 .

ФО «Словесная похвала» -Молодцы!

 Прогнозирование темы урока.
Стратегия
«Атака вопросами»                      

Цель:  активизировать умственную деятельность учащихся на определение темы и цели урока.

( На экране демонстрируются репродукции картин. Учащиеся прогнозируют тему предстоящего урока.)

Посмотрите на эти картины.
— Как называется этот вид искусства ?
-Какие из этих картин вам знакомы?
-Знаете ли вы авторов  картин?
— Как эти картины связаны с темой урока?
-Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока.
(Учащиеся вместе с учителем формулируют тему и цели урока.)
-Тема урока: «Сказки о художниках». На уроке будем слушать и читать сказки об известных художниках, находить в текстах ключевые слова, определять основную мысль и попробуете сами написать сказку о любимом художнике.

Запись в тетради даты и темы урока.

ФО «Словесная похвала»

II.Актуализация знаний.

Ребята, а что такое сказка? Вспомните, какими словами начинаются и заканчиваются сказки?

(Начало сказки: Жили были…В некотором царстве, в некотором государстве…Когда-то в давние времена… Давным-давно…)

(Конец сказки: Вот и сказке конец, а кто слушал –молодец.
И жили они вместе долго и счастливо

Сейчас послушайте сказку о художнике .

Стратегия  « Послушать, сговориться,                   обсудить »

Цель : способствует усвоению знаний, включает учеников в активную работу, обогащает словарный запас.

Задание . –Послушайте текст, озаглавьте его, сформулируйте основную мысль, выделите 5 ключевых слов и словосочетаний, составьте 2 тонких и 2 толстых вопроса  к тексту, найдите  личные местоимения в тексте, опираясь на правило в учебнике на стр 145. и таблицу «Склонение личных местоимений»

Учитель читает текст.

Сказка о грустном художнике
Жил-был Грустный художник. А грустен он был потому, что уж очень невеселая была у него жизнь. Он мечтал стать художником, а на художника учиться ох как долго! Сначала надо научиться рисовать, потом писать красками, а потом еще суметь делать это так, как до тебя никто не умел. У Грустного художника не было ни денег, ни родных, которые могли бы ему помочь. Он часто бывал голоден, ходил в старой и рваной одежде. Но все же он стал настоящим мастером. Все, кто видел его картины, признавали, что еще никто не умел изображать природу так, как он. Грустный художник умел разговаривать с деревьями и облаками, слышал, как растет трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается небо. Но … он не любил Солнце. Оно казалось ему чересчур ярким. Поэтому чаще всего он изображал дождливые, пасмурные дни или вечер, или осень. Но все равно картины Грустного художника были прекрасны. И все любители живописи тотчас узнавали их не только по краскам, но и по настроению. Звали Грустного художника Исаак Левитан.

Критерий оценивания Дескрипторы
Понимает основное содержание предложенного текста  по теме:«Сказки о художниках»,

определяет тему и основную идею произведения, опираясь на ключевые слова и словосочетания.

-слушает текст

-озаглавливает текст
-определяет основную мысль текста
-выделяет 5 ключевых слов и словосочетаний
-составляет 2 тонких вопроса
-составляет 2 толстых вопроса

-находит  личные местоимения

Учащийся уровня А – понимает содержание текста, определяет основную мысль,озаглавливает , выделяет 5 и более ключевых слов и словосочетаний, составляет 2 тонких и 2 толстых вопроса, находит 7личных местоимений.

Учащийся уровня В — понимает содержание текста, озаглавливает текст,выделяет  3-4 ключевых слов и словосочетаний, составляет 2 тонких вопроса и 1 толстый вопрос, находит 5 личных местоимений.

Учащийся уровня С — понимает содержание текста, определяет 2 ключевых слова, составляет 2 тонких вопроса, находит 3 местоимения.

ФО «Взаимооценивание»
Цель: помочь учащимся сравнивать, aнaлизировать, oценивать , делaть выводы, стрeмиться работaть лучше.

Физкультминутка «Деревья в лесу»

Цель: физическая разгрузка и настройка на следующий этап урока.

Руки подняли и покачали –                                             (Плавные  покачивания поднятыми вверх руками).

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули –

(Встряхивание рук).

Ветер сбивает росу.

В сторону руки плавно помашем

(Движения в соответствии с текстом).

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад. (2 раза)

 

Стратегия «Предположи и дополни»

Цель : активизировать умственную и творческую деятельность учащихся для  развития  навыка письма.

Задание: Прочитайте  начало сказки. Попробуйте предположить и написать  продолжение сказки, используя личные местоимения. Вопрос для обсуждения: Как называют художника, который пишет картины о море?(маринист)

Учащийся группы А-читает начало сказки, пишет продолжение сказки, используя художественный стиль речи и соблюдая структуру повествования, заменяя существительные личными местоимениями.

Учащийся группы В- читает начало сказки, пишет продолжение сказки, используя разговорный стиль речи, образовывая личные местоимения в нужной падежной форме.

Учащиеся группы С- читает начало сказки, пишет продолжение сказки, используя элементы разговорного  стиля.

Сказка о волне и художнике
Жила-была Волна. Ей очень нравилось жить в огромном Море. На рассвете она становилась розовой и нежилась в тёплых лучах солнца, а в лунные ночи подставляла свою спинку под холодные серебряные лучи. В штормовые дни она была такой же темно-серой, как и низкие тучи, и на голове у неё появлялась шапка белой сердитой пены. Но больше всего ей нравилось тёплым летом плескаться у самого берега, ворошить разноцветные камешки, поиграть с рыбкой или щекотать за ножку маленького ребёнка.
Однажды Волна увидела на берегу маленького кудрявого мальчика. Он не боялся ее и готов был играть с нею почти в любую погоду. Он смотрел на неё как-то особенно, и Волне хотелось быть для него ещё более красивой, чем прежде.
Мальчик был армянином, и его называли то Ованесом, то Ваней.
— Я нарисую тебя! — сказал однажды мальчик.
-Попробуй! — засмеялась Волна, качая своей головой.. Она-то знала, что это невозможно…
(Каждая группа пишет  свой вариант продолжения сказки под музыку ).

Критерий оценивания Дескрипторы
Создает текст (сказку), используя элементы разговорного и художественного стиля, образовывает личные местоимения в нужной падежной форме.

 

-читает текст

— предполагает события , которые произойдут дальше.

-пишет продолжение сказки , используя элементы разговорного и художественного стиля

-использует личные местоимения в тексте

(Учащиеся в группе читают свои варианты продолжения сказки и выбирают лучший вариант и представляют другим группам).

ФО «Две звезды одно пожелание»

Цель: позволяет поощрять конструктивную оценку одноклассников как при работе в группе , так и индивидуально.

 

Прием «Концептуальная таблица»

Цель : помогает грамотно и убедительно выражать свои мысли, построить краткий и аргументированный ответ, развивать критическое мышление.

 

Задание.- Обсудите и сравните содержание и героев двух сказок («Сказки о Грустном художнике» и «Сказки о волне и художнике», используя концептуальную таблицу. Приведите свои аргументы по проблемным вопросам:

-Что необходимо живописцу для создания картины?

-Легко ли создавать художественные образы красками?

-Какими качествами должен обладать художник?

Линии сравнения «Сказка о грустном художнике» «Сказка о волне и художнике
1.О чем говорится в тексте?    
2.Для чего написал автор эту сказку?    
3.Какие впечатления вызвала у вас сказка?    
4.Что можете сказать о главных героях сказки?    
5. Какой вывод можете сделать по сказке?    

 

Учащиеся заполняют таблиц, делают выводы.

 

 

Критерий  оценивания Дескрипторы
 Анализирует содержание сказки, определяя основную идею, высказывает свое мнение о главных героях, аргументирует свою точку зрения по проблемному

вопросу.

-обсуждает и сравнивает содержание и  героев  сказки

-находит общие признаки  и различия

-приводит аргументы по проблемному вопросу

 

ФО. «Одноминутное эссе»
Цель:
предоставление учащимися обратной связи о том, что они узнали по теме.
Домашнее задание.

Учащиеся группы А — Подготовьте сообщение о казахстанских художниках.

Учащиеся группы В — Напишите сказку о любимом  художнике

Учащиеся группы С — Составьте синквейн к слову живописец.

Рефлексия. Стратегия 3-2-1

Цель: помочь учащимся рефлексировать и оценить свою деятельность на уроке.

Учащиеся  думают  о том, чему они научились, отвечая на следующие  реплики в конце урока :

1) Напишите о 3 вещах , которым вы научились сегодня,

2) о  2 вещах, о которых вы хотите узнать больше

3)1 вопрос, который хотели бы задать».

 

Учащиеся оценивают свою деятельность.

Считают баллы по оценочным листам и сдают учителю.

 

Подведение итогов урока .

Учитель подводит итоги урока.

Сегодня на уроке мы поработали над темой «Сказки о художниках». Познакомились со сказками о художниках, теперь вы знаете таких художников , как Исаак Левитан, Виктор Васнецов и Иван Айвазовский. Расширили свои знания об искусстве живописи и художниках.Сравнили главных героев сказок, смогли написать сказку по началу, составляли вопросы по тексту и смогли ответить на них, научились находить и использовать личные местоимения в тексте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://infourok.ru/sbornik-tematicheskih-igr-po-krugam-radosti-i-dobra-837387.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №2

(картинки  с изображением пейзажа, портрета и

натюрморта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №1 Картины художников И.Левитана, В.М.Васнецова,

И.Айвазовского

 

 

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2013/03/19/khudozhniki-skazochnik

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст по книге Г. Е.Ветровой. «Сказка о грустном художнике»

http://music-fantasy.ru/materials/isaak-levitan-skazka-o-grustnom-hudozhnike

 

 

Учебник для 5 класса общеобраз.шк. с казахским языком обучения в 2-х частях/ У.А.Жанпейс,

Н.А.Озекбаева, Алматы : «Атамура»,

2017 .

стр 145

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст «Деревья в лесу»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2013/10/18/fizminutki-na-zanyatiyakh-po-izobrazitelnoy-deyatelnosti

 

 

 

 

 

Текст по книге Ветровой Г. Е. «Сказка о волне и художнике».
http://music-fantasy.ru/materials/ivan-ayvazovskiy-skazka-o-volne-i-hudozhnike

Аудиозапись

(Ф.Шопен

«Весенний вальс»).

https://www.youtube.com/watch?v=ShTJXwB16EA

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с текстами сказок «Грустный художник», «Сказка о волне и художнике»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с вопросами ,

стикеры

https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/stsienarii-mastier-klass-po-tiemie-ispol-zovaniie-rieflieksii-na-urokie

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Оценочный лист

Критерии оценивания Дескрипторы 1.Послушать,

сговориться, обсудить

2.Предположи и дополни

 

3. Стратегия «Концептуальная таблица»

 

 
1. Понимает основное содержание предложенного текста  по теме:«Сказки о художниках» ,определяет тему и основную идею произведени, опираясь на ключевые слова и словосочетания -слушает текст
-озаглавливает текст
-определяет основную мысль текста
-выделяет ключевые слова
-составляет 2 тонких вопроса
-составляет 2 толстых вопроса-находит в тексте личные местоимения
       
2. Создает текст (сказку), используя элементы разговорного и художественного стиля. -читает текст
— предполагает события , которые произойдут дальше.
-пишет продолжение сказки
-использует личные местоимения в тексте
       
3. Анализиует и высказывает свое мнение по прослушанному и прочитанному тексту, аргументирует свою точку зрения по проблемному вопросу.

 

— обсуждает и сравнивает героев  сказки

-находит общие признаки  и различия

-приводит аргументы по проблемному вопросу

 

       
           

 

Концептуальная таблица

Линии сравнения «Сказка о грустном художнике» «Сказка о волне и художнике
1.О чем говорится в тексте?    
2.Для чего автор

написал эту сказку?

   
3.Какие впечатления вызвала у вас сказка?    
4.Что можете сказать о главных героях сказки?    
5. Какой вывод можете сделать по сказке?    

 

Карточки для рефлексии «3-2-1»

3 вещи , которым вы научились сегодня

 

 

 

 

1.

 

2.

 

3.

2 вещи, о которых хотите узнать

больше

 

 

1.

 

 

2.

 

1 вопрос , который хотели бы задать

 

 

 

1.