КОРАЗОВА РИЗА БАШЕНОВНА

Алматы облысы,

Алакөл ауданы, Жанама орта мектебі

 

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека.

В Послании народу Глава государства Н.А. Назарбаев выделил следующее:

«Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»

Функциональная грамотность (англ.Functionalliteracy ) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности. Получения новых знаний и достижений культуры о владение новой техникой успешного выполнения профессиональных обязанностей организации семейной жизни. В том числе воспитания детей решении различных жизненных проблем.

В терминологическом словаре современного педагога функциональная грамотность трактуется как умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности.

Таким образом,  обобщая вышесказанное, функциональная грамотность становится фактором содействующим участию людей в социальной, культурной политической и экономической деятельности, способности творчески  мыслить и находить стандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, а также обучению на протяжении всей жизни. Функциональная грамотность это — индикатор общественного благополучия. Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества., низкий — является предостережением возможного социального кризиса. Поэтому для Казахстана особую актуальность приобретает исследования функциональной грамотности учащихся, так как функциональные навыки формируются в школе.

Важнейшей в профессиональной становлении современного учителя русского языка и литературы является проблема его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных  технологии на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Для этого необходимо:

— использовать в обучении инновационные методы, современные образовательные и информационно- коммуникационные технологии, то есть использовать технологии дистанционного обучения, применять онлайн уроки лучших преподавателей;

— психологичекое содействие в выборе наиболее продуктивных методов и средств обучения;

— совместное ( коллегиальное) обсуждения процесса и результатов профессиональной деятельности;

Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапа развития школьного образования и планируемого перехода на 12 летнее образование зависит от обновления самого содержания образования, создания учебных программ учебников, пересмотра программ  повышения квалификации и переподготовки учителей , мониторинга способностей учащихся применять полученные знания в учебных и практических ситуациях, а также обеспечить условия обучения школьников. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы  возможно использование интерактивных методов обучения.

Интерактивные методы позволяют:

  1. Моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения
  2. Способствовать формированию долгосрочных навыков и умении, выработке общих ценностей.
  3. Создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия
  4. Осваивать учебное содержание не только через информацию, но и через чувства и действия

Итак, в интерактивных методах и обучающиеся, и педагоги являются субъектами обучения, учителя выступают в роли организатора процесса обучения, лидера класса, группы, консультанта организуется в взаимодействия всех обучающихся.

Мои перспективы на будущее:

— использовать модуль « новые подходы в преподавании и обучении», а именно использовать вид задания, когда учащиеся сами составляют тесты дома, приходят в класс и на опросе домашнего задания происходит обмен приготовленными заданиями, осуществляя взаимопроверку с помощью формативного оценивания;

— использовать на своих уроках выведения темы и цели урока учащиеся, так как данный вид работы развивает критическое мышления учащихся;

— использовать модуль « оценивания для обучения и оценивание обучения» чтобы оценивание было более объективным нужно на следующих уроках более четко определить критерии, по которым будет выставлена оценка за урок каждому учащемуся.

Исходя из всего вышесказанного, хочется отметить, что учитель, который применяет семь модулей на своих уроках- развивает функциональную грамотность учащихся.