Раимжанова А.Е.

Усембаева А. Т.

КГУ Специальная школа-интернат для

слепых и слабовидящих детей им. Н. Островского

 «Сын степей – Шокан Уалиханов»

 интегрированный урок по истории и литературе

 

Цели урока:

 

Образовательная – углубить и обобщить знание учащихся о жизни и деятельности Ш.Уалиханова, раскрыть многогранность ученого, соединившего в себе таланты историка, географа, этнографа, фольклориста, художника, путешественника, переводчика.

Развивающая – развивать умение учащихся работать с интернет ресурсами, находить и обрабатывать необходимую информацию, работать индивидуально и в группах; развивать творческое мышление, умение   делать выводы, анализировать.

Воспитательная – пробудить у учащихся чувство гордости за своих предков, воспитывать патриотизм, любовь к родному краю и культуре.

 

Коррекционные задачи: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание; коррекция вербальной памяти на основе упражнений учащихся в запоминании слов в тексте; уметь ориентироваться в пространстве.

 

Методы: интерактивный, наглядный, словесный, частично-поисковый.

 

Основные термины и понятия: ученый, Кашгария, Кадетский корпус, Манас, этнограф, фольклорист, адъютант, корнет, кумир.

 

Тип урока: урок обобщения знаний и умений.

 

Форма урока: урок-экскурсия в виртуальный музей, встреча в творческом кафе.

 

Межпредметная связь: история, география, казахская литература, живопись.

 

Оборудование: интерактивная доска, звуковой видеофрагмент «летящий метеор», книги, рисунки детей, смайлики для оценивания; презентация, включающая в себя: портреты Шокана Уалиханова, основные даты биографии, имена, связанные с судьбой Ш.Уалиханова, иллюстративный материал, рассказывающий о жизни ученого.

 

Опережающее задание: класс делится на группы, дети выбирают темы и готовят презентации, учат стихи по теме, рисуют.

 

Ход урока:

 

Организационный момент:

Учитель приветствует класс, объявляет тему урока (презентация: слайд №1)

Стадия вызова:

Учитель: ребята, сейчас вашему вниманию небольшой видеоролик (видеоролик: «летящий метеор»).

Учитель: ребята, подумайте и скажите почему именно этот ролик был показан вам и как он связан с темой урока?

Учащиеся дают ответы.

Учитель: спасибо за ответы, вы правы, урок посвящен великому казахскому ученому Шокану Уалиханову. В этом году ему исполняется 185 лет. (слайд №2)

Стадия осмысления:

Учитель: Эпиграфом к уроку взяты слова ученого-востоковеда Николая Ивановича Веселовского: «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии. За неполных тридцать лет он сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь». (слайд №3)

Учитель: а теперь головоломка (слайд №3). Ребята, глядя на этот ребус, догадайтесь, что будем делать на уроке. Здесь изображены путешественник, здание музея, акварельные краски, кисточка, карандаш, кофе, ноутбук.

Ответы детей.

 

Постановка задач и цели урока:

Учитель: да ребята, мы сегодня побываем в виртуальном музее. Где вы попробуете себя в роли экскурсоводов, будете презентовать, собранный вами материал. После музея мы побываем в творческом кафе, углубим и обобщим знания о жизни и деятельности Шокана Уалиханова.

Учитель: к итоговому уроку вы, ребята, посетили музей науки национальной академии наук Республики Казахстана, поделились на группы, выбрали темы и подготовили презентации, посмотрим, что у вас получилось. Каждая презентация будет оцениваться вами при помощи смайликов. Желаем вам удачи!

 

Экскурсия по залам виртуального музея.

 

Зал 1, посвящен биографии Шокана Уалиханова.

 

Экскурсоводы: Эмин, Ермек, Кирилл. (слайды №5-20).

 

Оценивание: смайлики.

 

Зал 2, научная деятельность Шокана Уалиханова.

 

Экскурсоводы: Аружан, Зарина. (слайды №21-37).

 

Оценивание: смайлики.

 

Зал 3, дружба выдающихся людей.

 

Экскурсоводы: Динара, Айя, Ксения. (слайды №38-44).

 

Оценивание: смайлики.

 

Учитель: спасибо экскурсоводам за интересные презентации. Вы отлично справились с заданием.

 

Физкультминутка: звучит музыка для релаксации (звуки природы – прибой)

Ребята выполняют упражнение пальминг.

Учитель: давайте все вместе отдохнем, делаем пальминг, представляем… погода прекрасная, мы на природе, солнышко ласкает нас своими теплыми лучами, подул свежий ветерок, так спокойно и хорошо на душе, мы на берегу озера Иссык-Куль, а вот и кафе. (дети помогают сдвинуть две парты, накрыть их белой скатертью. На столе ваза с цветами и поднос с фруктами. Дети садятся вокруг столов.

 

В творческом кафе.

Учитель литературы: вижу настроение у вас прекрасное, тем более мы с вами сидим в творческом кафе и все располагает к беседе. Шокан Уалиханов был не только путешественником, географом, ученым. Его увлекала не только этнография, искусство и литература. Он умело описывает природу родного края. Записывает сказания, легенды, связанные с местами путешествий. Давайте прочитаем отрывки из его «Дневника поездки на Иссык-Куль». (слайды 45-52).

Аружан читает отрывок «Аягуз — степь»:

 

«18 апреля из Семипалатинска мы отправились на Аягуз. Дорога через казачьи пикеты (они же и станции) лежала в солонцеватой безводной степи. Здесь мы впервые увидели зелень. День, в который мы выехали, был теплый; жаворонки пели свою обычную песню. В водянистых лугах встречались нам утки разных пород и особенно часто известная на Каспийском море порода, называемая турпан пли атайка: она любит солонцеватую воду и в подобных степях встречается часто, живет не стадами, любит уединение — самец и самка. Из растений показывалась только обыкновенная кормовая трава, морковник (дикий укроп) и одуванчик.»

 

Динара: « Дневник поездки на Иссык –Куль» Ш. Уалиханова начинается с описания пути из Семипалатинска в Аягуз. О реке, воспетой в преданиях жителей, автор отзывается так:

 

«Я очень люблю и восхищаюсь Аягузом, может быть, поэтическая легенда о любви прекрасной Баян к золотоволосому Козы-Корпешу, действие которой происходило на этой реке, есть немаловажная к тому причина. На пикете №2 мы переправлялись на правый берег. В 10 верстах стоит знаменитая в киргизских поэмах могила Козы-Корпеша.» (слайд)

 

Кирилл : А вот еще один отрывок из дневника Шокана Уалиханова

 

«С Аксу мы увидели снежные верхи Алатауских гор. Дальняя синева этих гор пестрела высоко, соединяясь с облаками. Местами верхи выходили из-за туч; восходящее солнце разливало на них багрово-блестящий свет. Картина удивительная. »

 

Евгений : вот как ученый описывал Чарын

 

«Удивительный ландшафт представляет Чарын между увесистых берегов при впадении Второй Мерке. Крутые берега, обставленные громадными утесами, пирамидальные ели растут под скалами и на скалах. Внизу с шумом, пенясь, струит свои зеленоватые волны Чарын. » ( слайд)

 

Учитель: спасибо ребята. Шокан подмечал каждую деталь, что происходила в живой природе, своими рассказами он вдохновлял поэтов-современников. Одним из них был друг Шокана поэт Майков. Послушаем его два стихотворения: «Емшан»( читает Аружан) и  «Альпийские луга»( читает Эмин)

Учитель: спасибо ребята, поскольку наше кафе творческое, мне бы хотелось показать вам работы( рисунки )Кати и Зарины (слайд 53-54). Обсудите в группах, что изображено на рисунках и какие чувства у вас вызывают эти работы.

 

Синквейн (работа в группах).

 

Учитель:а теперь следующее задание,у двух групп по рисунку ,подберите и  напишите 5 ключевых слов существительных. Опираясь на ключевые слова и рисунок, составьте синквейн к словам «бабушка Айганым» к первому рисунку и «Шокан» ко второму рисунку.

Шокан: офицер, Родина, степь, молодость, ум, знание.

Бабушка Айганым: мудрость, доброта, нежность, старость, забота.

Учитель: каким вы увидели на рисунках Бабушку и Шокана?

Ответы детей.

 

Заключительный этап урока.

 

Учитель: а вот каким увидел Шокана Ф. М. Достоевский, давайте послушаем отрывок из произведения С. Муканова «Промелькнувший метеор» (читает Зарина).

Учитель: именно таким останется в нашей памяти великий сын степей Шокан Шынгызович Уалиханов. Ребята, урок хотелось бы закончить словами, достойными Шокана. Выберите одну из предложенных цитат о Шокане, обсудите в группах свой выбор.

 

Цитаты о Шокане:

«Судя по отчёту, сделанному Валихановым о Кашгарии,
о нём можно судить как о гениальном человеке своего времени».
Е.П. Ковалевский.

 

«Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии. За неполных тридцать лет он сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь» Н. И. Веселовский

 

«Он человек будущего жил в прошлом» О. Сулейменов

 

«Он был всесторонне одаренным человеком. В нем сочетались таланты историка, географа, литератора, языковеда, воина»

О. Сулейменов

 

Учитель: Спасибо ребята. Шокан Уалиханов был передовым деятелем своего времени,замечательным патриотом,ученым ,просветителем, отдавшим себя служению своему народу. Будьте достойны великих предков!

 

Рефлексия:

Сегодня я узнал ….                                     Урок дал мне ….

Было интересно ….                                     Мне захотелось ….

Я понял, что ….